Динамика кибекоммуникативной зависимости в подростковом возрасте

Азявчикова Н.И.

УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины»,

магистрант

Республика Беларусь, город Гомель

 

В настоящее время актуальность исследования проблемы Интернет-зависимости становится все более очевидной в связи с ростом количества Интернет-пользователей, в том числе подростков, во всем мире. Интимно-личностное общение, являясь ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, влияет на формирование самосознания и самооценки подростка, на развитие коммуникативных способностей, успешную социализацию и становление его как личности. Однако, изменение форм и способов общения, опосредованного современными коммуникативными технологиями, открывает с одной стороны новые, неизвестные прежде возможности в сфере коммуникации, с другой – порождает проблему возникновения киберкоммуникативной зависимости.

Используя широкие возможности Интернета, подростки по большей части могут и удовлетворяют свои социальные потребности, такие, как: потребности принадлежности (в общении, любви, признания), а также потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации). Причем, с помощью Сети – это иногда можно сделать гораздо быстрее и легче, чем в реальной жизни. Подростки, имеющие трудности в общении, в Сети гораздо легче находят себе друзей и единомышленников. Благодаря анонимности общения в Интернете подростки имеют возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты. Таким образом, современные коммуникативные технологии выполняют, по сути, социализирующие и компенсирующие функции. Главная опасность общения подростков в Интернете, заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. А это прямой путь к возникновению Интернет-зависимости. С точки зрения исследователей этой проблемы, Интернет-зависимость – это такой вид зависимого поведения, при котором процесс пребывания в Интернете затягивает настолько, что человек оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире, предпочитая жить «виртуально» [1;2;3;4].

В подростковом возрасте это проблема Интернет-зависимости стоит наиболее остро, т.к. у подростка еще не развиты в достаточной степени навыки самоконтроля и планирования времени, часто «зависание» часами в Интернете становится поводом обращения родителей подростков к психологу. К наиболее распространенной форме Интернет-зависимости исследователи относят киберкоммуникативную зависимость. В данной работе под киберкоммуникативной зависимостью мы понимаем зависимость личности от общения в наиболее популярной коммуникационной среде Интернета – социальных сетях.

Целью проведенного исследования, явилось изучение динамики киберкоммуникативной зависимости у подростков 12-15 лет и особенностей ее проявления внутри данной возрастной группы. Исследование проводилось на базе 7-9 классов одной из средних школ г. Гомеля в течение трех лет.

В 2014 году в исследовании приняли участие 136 учащихся, из них 67 девочек (49,3%) и 69 мальчиков (50,7%). В 2015 году в исследовании приняли участие 181 учащийся – 90 девочек (49,7%) и 91 мальчик (50,3%). В 2016 году в исследовании приняли участие 179 человек, из которых 88 девочек (49,2%) и 91 мальчик (50,8%). На базе одной из параллелей классов, начиная с 7-го класса в 2014 году и заканчивая в 9-ом в 2016 году, проводилось лонгитюдное исследование. Выборка составила 55 человек – 30 девочек и 25 мальчиков. Возраст респондентов от 12 до15 лет. Для исследования был выбран тест-опросник на киберкоммуникативную зависимость А.В. Тончевой (возрастная категория теста:10+) [5].

По результатам исследования высокий уровень киберкоммуникативной зависимости в исследуемых выборках не выявлен. Низкий уровень киберкоммуникативной зависимости характерен: в 2014 году 103 подросткам (75,7%), в 2015 году – 146 (80,7%) и в 2016 году – 144 (80,4%), средний уровень – 33 подросткам (24,3%) в 2014 году, 35 (19,3%) – в 2015 году, и 35 (19,6%) – в 2016 году. Результаты исследования соотносятся с данными, полученными А.В. Тончевой (78,7% – низкий, 17% – средний и 4,3% – высокий уровень киберкоммуникативной зависимости у подростков 14-15 лет) и другими исследователями Интернет-зависимости [5;6;7].

Представляет интерес распределение признака киберкоммуникативной зависимости в исследуемых выборках подростков в зависимости от возраста и пола. Так в 2014 году в группе 14 – 15-летних подростков, количество девочек со средним уровнем зависимости почти в два раза больше, чем мальчиков (36,1% и 18,4% соответственно). В 2015 году доля девочек со средним уровнем киберкоммуникативной зависимости в группе 14-15 лет более чем в два раза больше, чем мальчиков (23,5% и 10,9% соответственно). В 2016 году в группе 14-15 летних эта разница становится еще более значительна – 35,4% девочек и 7,4% мальчиков. Исходя из полученных данных, по исследуемым выборкам 2014-2016 годов было сформулировано и подтверждено следующее предположение: в исследуемой группе 14-15 летних подростков, доля девочек со средним уровнем киберкоммуникативной зависимости значимо больше, чем доля мальчиков с таким же уровнем зависимости. Для определения значимости различий использовался угловой коэффициент Фишера φ*.

При подведении итогов лонгитюдного исследования вышеописанные тенденции подтвердились: высокий уровень киберкоммуникативной зависимости в исследуемой выборке выявлен не был; доля подростков со средним уровнем киберкоммуникативной зависимости, в 2014 году (7 класс) составила 20%, в 2015 году (8 класс) снизилась до 18,2% и в 2016 году (9 класс) году она возросла до 21,8%. Можно сказать, что изменения незначительны, однако, есть явные отличия внутри выборки по половому признаку. Так, в 7 классе (возраст 12-13 лет) доля девочек незначительно отличается от доли мальчиков со средней степенью киберкоммуникативной зависимости (21,7% и 18% соответственно). В последующие следующие два года это соотношение постепенно изменяется: 20,0% девочек и 16,0% мальчиков в 2015 г. и к 2016 г. доля девочек явно возрастает (30%), доля мальчиков уменьшается (12%).

Таким образом, лонгитюдное исследование подтвердило тенденцию значимого увеличения доли девочек со средним уровнем киберкоммуникативной зависимости в возрасте 14-15 лет, и снижение доли мальчиков того же возраста с аналогичным уровнем зависимости. Различие характерно именно для этого возраста. То есть, исследуя динамику уровня киберкоммуникатиной зависимости в течение трех лет можно сделать вывод об устойчивой тенденции статистически значимого увеличения доли девочек со средним уровнем киберкоммуникативной зависимости по отношению к доле мальчиков, с таким же уровнем зависимости в группе 14-15 летних подростков.

Признавая стремление подростков к виртуальному общению в целом нормальным явлением, удовлетворяющим потребность в том ведущем типе деятельности, который соответствует этому возрастному периоду – в общении, нельзя не отметить, что чрезмерная увлеченность именно им в основном через Интернет, может привести к вытеснению и ограничению традиционных форм коммуникации, и в худшем случае – к Интернет-зависимости. Решение этих проблем требует дифференцированного, в зависимости от возраста и пола, подхода при разработке профилактических и коррекционных программ в работе с Интернет-зависимыми подростками.

 

Список использованных источников

  1. Рощевская, Е.В. Общение подростков в интернете: положительные и отрицательные аспекты / Е.В. Рощевская. – URL: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/II/7/II-7-15.html. – Дата доступа: 15.04.2016.
  2. Семенов, Н. Все о социальных сетях – I. Влияние на человека / Н. Семенов. – URL: http://marketinginform.ru/publications/vse-o-sotsialnih-setyah-1/ – Дата доступа: 12.05.2016.
  3. Жичкина, А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Жичкина. – URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf – Дата доступа: 02.04.2016.
  4. Таранова, Е. Социальные сети для подростка – благо или вред? / Е. Таранова. – Сетевое издание КМ.ру – URL: http://www.km.ru/stil/2012/11/28/deti/698321-sotsialnye-seti-dlya-podrostka-blago-ili-vred – Дата доступа 02.04.2016.
  5. Тончева, А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости / А.В. Тончева // Интернет-журнал «Науковедение». – 2012. – №4. – URL: http://naukovedenie.ru – Дата доступа 12.03.2016.
  6. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств / Дис. на соиск. учен. степ. к.м.н. – Новосибирск, 2004. – 157 с. – URL: http://www.psychiatry.ru/stat.php?num=169 – Дата доступа: 18.12.2015.
  7. Артемьева, Т.В. Диагностика Интернет-зависимости школьников и студентов / Т.В. Артемьева, А.О. Ильина. – Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4, 2012. – URL: http://gigabaza.ru/doc/37140.html. – Дата доступа: 11.04.2016.