Дмитриева А.В. Психологическое консультирование подростков на основе принципов экзистенциализма в общеобразовательных учреждениях

 

Дмитриева А.В.,

«Северо-Восточный Федеральный Университет

им.М.К.Аммосова. Институт психологии»

Республика Саха (Якутия), г.Якутск

 

Подростковый период это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.


По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Отличия отражаться скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.


Подростковый возраст это период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. И из-за непонимания родителями детей возникает конфликты в общении, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Кроме того, у подростков ярко выражена эмоциональность. Подросток ищет ответ на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них. Психологические задачи подростков могут быть определены как задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной.


Для психологического консультирования подростковый возраст детей самый сложный, количество случаев обращения за психологической помощью в этот момент увеличивается. Консультирование подростков имеет свою специфику. Основная цель консультирования как вида психологической помощи, это возможность подростка в процессе общения и взаимодействия с психологом исследовать собственные внутренние ресурсы,  решить тем самым свои проблемы и преодолеть жизненные кризисы. Психологическое консультирование не может быть сведено к обучению,  информированию или переадресации к специалисту другого профиля.


Как и при построении отношений со взрослыми, главным для психолога является ребенок, его желания, переживания, страхи, радости и ответственность. Чтоб достичь этих целей, необходимо построить особые отношения с подростком, учитывая при этом, что одно из главных условий - уважение к уникальной природе подростка. Психолог должен рассматривать каждую ситуацию как уникальный, непосредственно переживаемый опыт, последовательно и терпеливо помогать в поиске самого себя, творчески и ответственно подходить к использованию своих способностей и возможностей. Только если будут созданы доверительные отношения, ребенок сможет открыто выражать разные, порой агрессивные, порой противоречивые чувства, и через это найти путь к себе.


Положительные результаты в работе с подростками дает психологическое консультирование, основанное на принципах экзистенциального направления. К экзистенциальному направлению относят теории, основанные на теории экзистенционализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбора жизненного пути. Его основная цель заключается в том, чтобы помочь подростку найти смысл в своих действиях, своей жизни и своем страдании. Исследование показало, консультирование, основанная на принципах экзистенциального направления помогает подростку осознать как можно большее число выборов, которое он сможет сделать, и следовательно, обрести большую свободу. Экзистенциальный подход уделяет минимальное внимание психотерапевтическим техникам или каким-то особым вмешательствам, консультирование строится на философских принципах, помогающих понять подростка. Нужно также отметить, что экзистенциальный подход хорошо сочетается с другими, более ориентированными на действия, теориями.


Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, определил следующие основные посылки: человек есть целое и существует в контексте собственных человеческих проблем, способен к осознанию, способен действовать рационально и всегда имеет выбор; поведение человека всегда интенционально, то есть имеет причину, всегда преднамеренно, человек может принимать осознанное решение.


В подростковом возрасте качественным преобразованием подвергается личность ребенка, развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, происходит формирование «Я-концепции». При этом процесс формирования  личности сопровождается сильным аффективным переживанием. Особого внимания заслуживает эмоциональный компонент самооценки подростка. Развитие самооценки связано с анализом своих переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подросток, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждается в том, что они уникальны и неповторимы. Подобные мысли повышают у них чувство одиночества.


Экзистенциональное консультирование обучает подростков жить полной жизнью, лучше осознавать свои страхи, смысл и значение жизни. Понять, что не обязательно обрекать себя на одиночество, можно принять решение и взять на себя ответственность за свое одиночество, свою свободу, за совершаемы выборы и их последствия. Экзистенциальный консультант стремится проникнуть во внутренний мир человека и, оставаясь в настоящем, использует отношения к миру, как средство достижения большего вовлечения и большей ответственности за свою жизнь, свое бытие.


К. Мустакс пишет о том, что, когда ребенок воспринимает самого себя как достойного и значимого, когда он способен осознать ценность своего влияния на окружающих, он встает на путь обретения контроля над самим собой, он находит собственное «Я», которое растет и развивается и которое вовсе не обязано всю жизнь защищаться от окружающего мира.


Экзистенциальный подход – это прежде всего философия, отношение, способ мышления, анализа и чувствования, и поэтому достаточно сложно объяснить стратегию действий консультанта. Экзистенциальный подход включает в себя, особое внимание к вопросам, связанным с понятием свободы, уделяет акцент на принятие ответственности за собственную жизнь. Поскольку, этот подход достаточно сложен в интеллектуальном плане, нужно учитывать различные уровни развития подростка: на уровне благополучия, когда развитие подростка соответствует норме развития и уровень подростков с риском возникновения потенциальных трудностей развития. Специфика возрастно-психологического консультирования связано, по Л.С. Выготскому, прежде всего с системным анализом явлений детского развития, то есть рассмотрение их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка.


Экзистенциальность, это прежде всего особое отношение к жизни, и поэтому он отводит особую роль пониманию другого человека, работа консультанта в этом случае направлена на то, чтобы узнать подростка, а не на то, чтобы узнать о подростке.


Психологическое консультирование, основанное на принципах экзистенциального направления, помогает подростку найти смысл, стоящий за поступками и действиями, также помогает в поиске собственной философии, позволяющей лучше контролировать свою повседневную жизнь. Помогает подростку осознать, как он сам себя ограничивает, учит управлять своей свободой и учит брать на себя ответственность за совершаемый им выбор.
 

Виктория Москалюк (не проверено)
Заинтересовала позиция автора

Заинтересовала позиция автора, так как собственный опыт консультирования взрослых и подростков показал, что экзистенциальный подход более эффективен с первыми. Но в любом случае интересно было бы познакомиться с мнением автора

Тема заблокирована