Эмоциональный интеллект как составляющая непрерывного образования

Конаш О.В.,

ГУЗ «Гомельская центральная городская поликлиника»,

Республика Беларусь, г. Гомель

 

В современных социокультурных условиях идея непрерывности образования – «образования в течение всей жизни» - стала одной из ведущих в отечественном и мировом образовании. Изменение образовательной парадигмы потребовало пересмотра представлений об образовании, которое сейчас понимается как социальная практика, направленная, прежде всего, на раскрытие возможностей личности, овладение навыками взаимодействия с социумом.

Основным постулатом концепции непрерывного образования является утверждение, что познавательные потребности человека действующего, занимающего активную гражданскую позицию, не имеют возрастных ограничений. Непрерывное образование понимается как «конструктор» образа жизни, задающий некую социокультурную модель поведения, которая предполагает мобильность, гибкость навыков, ответственность, самостоятельность. Непрерывное образование как механизм развития личности определяет необходимость развития творческого потенциала личности профессионала. Особенно это важно для специалистов профессий  «человек-человек».

Исторически сложилось три концептуальных подхода к непрерывному образованию. Первый - традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе профессионального образования, как своеобразный ответ на технологический прогресс. Сторонники второго подхода рассматривают непрерывное образование как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение формализованным структурам (курсы, факультеты повышения квалификации, заочное и вечернее образование). Третий подход считается сегодня наиболее перспективным, когда целью непрерывного образования является всестороннее развитие личности, ее биологических, социальных и духовных потенций, в конечном счете, ее окультуривание. Главным системообразующим фактором является человеческая личность как цель и конечный результат этого процесса. Такое образование призвано готовить людей к учению инновационному, к альтернативному и одновременно всеобъемлющему мышлению, к объединению интересов личности и общества в единое целое. В этом подходе в последние годы особенно выделяется деятельностный аспект, при котором непрерывное образование рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств [1].

В связи с этим все большее и большее  внимание обращается на интеллектуальные возможности личности за пределами академического интеллекта, выделяя социальный и эмоциональный интеллект как самостоятельные психологические характеристики личности.

Именно эмоциональный интеллект является тем конструктом, который дает ключ к объяснению того, как можно фасилитировать развитие творческого потенциала личности. Если раньше считалось, что эмоции лишь сопровождают когнитивные процессы человека, то современной психологией доказан тот факт, что эмоциональные реакции часто предшествуют рациональным. Многие исследователи признают эмоциональность ключевым фактором достижения успеха личностью, более существенным, чем интеллектуальные способности. А.И. Савенков отмечает, что эмоциональный интеллект, так же как и академический и социальный, имеет определяющее влияние на достижение успеха индивида не только в повседневной жизни, но и в сфере профессиональной деятельности [2]. В научный обиход введено понятие «эмоциональный интеллект специалиста в сфере помогающих профессий», в том числе и педагога, как показатель эмоциональной составляющей профессиональной компетентности. Творчество лежит в основе исследовательской деятельности. Здесь огромную роль играют возможности личности. Это комплексное образование, включающее в себя развитие способности к творческо-поисковой деятельности (креативность, творческость, любопытство, умение определять зону незнания и др.), методологическую подготовку (знание теории и технологии педагогического исследования), а также желание ею заниматься. Реализация исследовательской деятельности – это потенциал в сфере обнаружения теории в практике и на основе практики.

По утверждению С.Н. Юревич, в ходе исследовательской деятельности профессионал овладевает теорией и практикой творчества и технологией исследования, включается в модернизацию известных методик, технологий, осуществляет конструктивное соединение элементов ранее известных методик, порождая новую технологию, а также в разработку новых идей и технологий с последующей их апробацией применительно к условиям конкретного образовательного учреждения [1].

По мнению С.Л. Рубинштейна, творческую деятельность можно понять только при рассмотрении ее как согласованной картины сознания и неосознанной сферы психики. А.Н. Леонтьев, полностью признавая доминирование сознания в творческой деятельности, отмечал при этом, что неосознаваемое и осознаваемое не противостоят друг другу – это лишь разные формы психического отражения, находящиеся в строгом соотношении с тем местом, которое занимает отражение в структуре деятельности. Именно эмоциональная сфера актуализирует неосознаваемые процессы, делая их доступными для осознания человеком, поэтому изучение действенности аффективного и когнитивного компонентов позволяет лучше понять психологию подсознания.

О единстве интеллекта и аффекта писал Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн подчеркивал единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и «аффективного», из которого то один, то другой выступает в качестве преобладающего [1].

Психологи отмечают, что, если аффективные и когнитивные процессы не слиты в гармоническом единстве, наблюдаются существенные личностные деформации: индивид становится неуверенным, несамостоятельным, напряженным, лишенным воображения, склонным рассчитывать на готовые формы и правила. Творчество – один из наиболее сложных конструктов в профессиональной деятельности. Л.С. Выготский подчеркивал созидательный характер творчества, определяя творческую деятельность как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта. Поэтому стратегия непрерывного образования предполагает создание условий для эффективной самореализации всех возможностей, т.е. гармоничное сочетание его научных интересов, высокий уровень рефлексии и творческой самостоятельности. Творческий характер деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить [2].

Учитывая недолгую историю исследований эмоционального интеллекта и многообразие исследовательских подходов к данному феномену, необходимо отметить терминологическую противоречивость в определении самого понятия эмоционального интеллекта. Так, И.Н. Мещерякова, изучая эмоциональный интеллект студентов, подчеркивает его интегративный характер и определяет его как сложное интегративное образование, включающее в свою структуру когнитивный, поведенческий и собственно эмоциональный компоненты, обеспечивающие осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих и влияющие на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие.

Составляющими эмоционального компонента, по мнению И.Н. Мещеряковой, являются эмпатия, эмоциональная отзывчивость, «полезная» тревожность, мотивация достижения успеха; составляющими когнитивного компонента являются осведомленность об эмоциональных качествах, эмоциональное самосознание, адекватная самооценка, рефлексия; составляющими поведенческого компонента являются способность управлять своими эмоциями, психологическая гибкость в выстраивании отношений, продуктивное взаимодействие с другими людьми [2].

И.Н. Андреева утверждает, что эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию. Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов эмоционального интеллекта. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь. Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, следует полагаться на собственные чувства. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе.

Владение собой - второй ключевой компонент эмоционального интеллекта, который можно определить как способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции. Владеть эмоциями – значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях.

А.И. Савенков, анализируя содержание понятия «эмоциональный интеллект», отмечает, что во всех имеющихся исследованиях эмоционального интеллекта можно различить главным образом две модели: 1) модель способностей — представление об эмоциональном интеллекте как о пересечении эмоций и познания и 2) смешанная модель - рассматривает понятие эмоционального интеллекта как сочетания умственных и персональных черт, присущих каждому конкретному человеку [3].

Концепция эмоционального интеллекта Дж. Мэйеара, Д. Карузо и П. Сэловея, которые рассматривают данное понятие на двух уровнях: как когнитивную способность и как смешанную модель когнитивных способностей и личностных характеристик. Они определяют эмоциональный интеллект как способность воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные знания и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития. Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию 4-х способностей.

1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций. Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусства, речь, звуки, внешний вид и поведение; точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.

2. Фасилитация мышления – способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т.е. то, как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. Эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в памяти; смена настроения с оптимистического на пессимистическое позволяет учитывать разные точки зрения; эмоциональные состояния по-разному помогают решению проблем.

3. Понимание эмоций – способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы с одной стадии на другую, анализ эмоций, использование эмоциональных знаний. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.

4. Управление своими эмоциями и чувствами других людей. Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т.д.; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных без искажения содержащейся в них информации.

Потенциал личности в современной психологической  литературе определяется как синтез интеллектуально-творческих и мотивационных характеристик личности, определяющих возможность высоких достижений в социальной и профессиональной сферах [3].

В психологический потенциал личности – представителя социономических профессий включается то, что представлено на уровне потенциального, то, что еще не может быть отнесено к числу реализованных возможностей. Отличия между ними наблюдаются не в содержании, а в форме существования и особенностях проявления в деятельности.

Развитие эмоционального интеллекта личности в процессе непрерывного образования имеет значительный ресурс за счет интеграции собственного опыта, освоения новых профессиональных отношений – межличностных, предметных, надпредметных, метапредметных. Владение эмоциональным интеллектом стимулирует к творческому поиску, развитию профессионально-личностного потенциала.

Список литературы

1. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. науч.-практ. конф. – Смоленск: СГПУ, 2004. – Ч.1. – с. 22-26.

2. Манойлова, М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов / М.А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 60 с.

3. Савенков, А.И. Интеллект, ведущий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста / А.И. Савенков, Л.М. Нарикбаева // Одаренный ребенок. – 2007. – № 6. - С. 22-36.