Горячкина Е.А. Современный воспитатель — кто это?

 

Горячкина Е. А.,

МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 25 «Жемчужинка»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Олы

 

Профессия воспитатель зародилась в Древней Греции, в те времена воспитанием ребёнка занимался специальный раб – детоводитель, который занимался только малышом, всюду сопровождал его, отсюда и пошло название. В остальное время детоводитель следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и формировал отношение к жизни, развивал способности, поступки ребёнка и его поведение в целом. Прошло много веков, но функция воспитателя сохранила свою значимость.[4]


Какая же удивительная это профессия - воспитатель! Работа с детьми дает возможность проявить человеку все самое хорошее , что в нем заложено, все его способности. Кто-то хочет быть певцом – но голос не тот, мечтает быть актером, но не решается, думает о славе художника, но способности не те. А в детском саду воспитатель может реализовать все свои желания – и петь, и танцевать, и рисовать, и быть артистом – это наши веселые праздники с разными героями. Ну какой народный артист может похвастаться двумя ролями в течение двух часов?! А воспитатель может быть на одном утреннике Бабой ягой, а на другом – медведем! И всегда он найдет самых благодарных зрителей, самых независимых судей – в лице детей. Дети восхищаются всем, что делает воспитатель. Все таланты не просто реализуются, но и доставляют радость детям! А какое удовлетворение испытывает воспитатель, когда у детей что-то получается! Как они поют, танцуют, а какие получаются спектакли – любой артист позавидует![6]


А что необходимо иметь, чтобы стать воспитателем? Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.[3]


А каким же должен быть современный  воспитатель, какова его функция в современном мире?


Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду.


Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти  вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать  познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок  и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и желание идти на «работу» с большим нетерпением![1]


В детском саду главное это создание психологического комфорта для детей. Конечно, ребенка необходимо подготовить к школе, дать знания, многому научить. Но если ребенку не комфортно в детском саду, то и обучение не даст должных результатов. Воспитатель должен осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывать его физическое состояние, уровень умственного развития.


В каждый период развития общества перед воспитателем ставятся разные задачи, но одна остается всегда – развитие всесторонне-развитой, физически здоровой личности. Меняется общество, меняются дети – они не становятся лучше или хуже – они просто другие.


Воспитатель сегодня должен быть современным человеком, способным обучаться, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения, чтобы помочь детям лучше адаптироваться в современном мире.


Однако, многие знания и умения приходят с опытом. Именно поэтому при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.


Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.


Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. [4]


Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
 

  • профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
  • в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.[7]

Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.


Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А.С.Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.[4]


Какие же трудности могут подстерегать начинающего воспитателя?


Работа воспитателя заключается не только в непосредственном контакте с детьми и их родителями, а также в тесном сотрудничестве с другими работниками детского сада. Нередко получается так, что «молодежь» не может найти общий язык с «передовиками». В коллективе всегда есть воспитатели более опытные, у них стоит поучиться и начинающему педагогу.


Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы, они должны понять и поддержать новичка, так как сами не так давно проходили это испытание. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.


Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.[2]


При работе с детьми нужно руководствоваться следующими принципами:
 

  • Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.
  • Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.
  • В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитатель использует игру во всех сферах детской деятельности: на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т. д.

С какими бы трудностями не пришлось столкнуться начинающему педагогу при работе с детьми не стоит отчаиваться и «вешать голову», ведь за свои труды он обязательно будет вознагражден счастливым блеском глаз и лучезарными улыбками своих воспитанников.[5]


Таким образом, недооценивать роль воспитателя в современном мире нельзя – она огромна, и имеет большое значение для развития нашего общества. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовании происходят очень быстро, требования к образованию также постоянно растут. Целенаправленная работа педагога по самообразованию является одним из современных требований по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых   профессиональных навыков и умений.


Литература

1.1. Волонина, Л. Становление профессионализма будущих педагогов дошкольного образования / Л. Волонина // Дошкольное воспитание. - 2011.- №6. - С. 93-95. - 120 с.

1.2. Истратова, О. Н. Справочник психолога — консультанта организации / О. Н. Истратова,Т. В. Эскасуто. - Изд. 2 -е — Ростов н/Д : Феникс, 2007. - с. 552

1.3. Коротаева, А. Будущие воспитатели: ценности профессии педагога / А. Коротаева // Дошкольное воспитание. - 2011.- №5. - С. 100 — 103. - 114с.

1.4. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие.- М.: Гардарики, 2003. - 324с.

1.5. Лукина, Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. - М.: ТЦ Сфера. - 2010. - 139с.

1.6. Платохина, Н.А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ/ Н. А. Платохина  // Дошкольное воспитание. - 2012.- №5. - С. 16 — 18. - 119с.

1.7. Туранина, Н. Современные образовательные технологии в подготовке бакалавра педагогики / Н. Туранина // Дошкольное воспитание. - 2011.- №9. - С. 87 - 91. - 120с.
 

 
Бебякина Е.А. (не проверено)
Современный воспитатель — кто это?

Хотелось бы, чтобы воспитатели соответствовали качествам, изложенным в статье. К счастью, в педагогическую профессию чаще идут люди по зову души. Но к сожалению требования к профессии возрастают, а заработная плата за этим прогрессом не поспевает. К тому же раньше, чтобы получить и сохранить квалификацию, необходимо было просто хорошо работать с детьми, а сейчас бумаги - подтверждения превыше любви к детям. Многие педагоги переключились на участие в конференциях и конкурсах и совсем забросили детей!

Тема заблокирована