Хазова Т.В., Фирсова Н.Г. Проблемы современного психологического образования

Хазова Т.В.,

Научный руководитель - Фирсова Н.Г.,

ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный национально исследовательский университет»,

Российская Федерация, г. Белгород

 


В последнее время в нашем обществе все больше стали уделять внимание профессии психолога, вместе с тем психологи становятся более востребованными специалистами. Заметно возросло количество факультетов, которые подготавливают специалистов для этой деятельности. В восьмидесятых годах число университетов не превышало 5-6, то в настоящее время несколько сотен университетов по всех стане.


Но вместе с тем Российская система психологического образования не в полной мере готова к новшествам, которые предъявляются к будущим специалистам со стороны практики.


На сегодняшний день по данным экспертов существуют следующие проблемы в подготовке специалистов:


1) в процессе обучения в большинстве психологических факультетов мало либо вообще отсутствует практико-ориентированная принципа обучения.

2) недостаточное количество специализаций, востребованность уже есть, а адекватной подготовки кадров для них ещё не создано (например: юридическая психология и др.)

3) слабое финансирование со стороны вуза, на создание современной научной базы, что приводит к «выпадению» основных компонентов из системы психологического образования;

4) отсутствие гибкой системы допуска к профессиональной деятельности на основе профессионального экзамена, интернатуры, постдипломного образования.


Основной целью является формирование новой системы психологического образования - в первую очередь это устранение требований, которые предъявляются к профессии психолога в различных сферах деятельности, которая есть на данный момент в Российской системе психологического образования.


Основные задачи психологического образования:


1) создание новых специализаций в сфере «Психологии» для эффективной подготовки кадров;

2) создание междисциплинарных образовательных программ и модулей обучения;

3) разработка новых технологий психологического образования (дистанционное психологическое образование и др.)


Современная система психологического образования нуждается в абсолютно новой информационной среде, разработка новых форм и новое содержание электронных учебно-методических комплексов, нужно сделать более доступным дистанционное  средство повышения квалификации специалистов, в первую очередь, психологов и педагогов [3. 82]. На основе принципов Болонского процесса должна быть реализована система высшего профессионального образования, это даст возможность строить индивидуальные виды обучения с учётом пожеланий работодателей. Все эти меры помогут в корне поменять ситуацию в профессиональном образовании  России, создать принципиально новый корпус педагогических кадров российской школы.


Отечественный и зарубежный опыт, полученный в ходе реализации инновационной образовательной программы МГППУ, показывает нам, что недостаток психологических знаний резко снижает эффективность образовательного процесса и повышает риски образовательной среды [1. 67]. Главное понимать, что для современной школы исключительное значение приобретает вопрос учёта законов созревания мозга человека, возрастных особенностей развития человеческой личности и становления человека как ответственного гражданина общества. В профессиональной школе акцент меняется, и главным становится сопровождение профессиональной карьеры, а по большому счёту – развитие человеческих ресурсов как потенциала национальной экономики.


Результаты инновационной образовательной программы МГППУ позволяют положительно решать одну из главных задач психологического обеспечения образования – задачу эффективной защиты детства и социально ответственного введения растущего человека в социальные институты общества [2. 54]. Психологические проблемы возникают и должны найти своё решение в дидактике (процессах обучения), в принципах и приёмах воспитания, но главное – в современных наукоёмких развивающих технологиях сопровождения человека Детства. Такое сопровождение имеет три важнейших формы: защита, поддержка и коррекция отклонений на жизненном пути становящегося человека.

 

Литература

1. Инновационная образовательная программа МГППУ «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии». М., 2007. – 67 с.

2. А.А.Левитская « Психологическое обеспечение образования: задачи и стратегия развития». Пленарный доклад на IV национальной научно-практической конференции Федерации психологов образования России «Психология образования: подготовка кадров психологическое и просвещение» 13-15.12.07 г.

3. В.В.Рубцов «Проблемы психологической подготовки педагогических кадров для системы образование». Пленарный доклад на IV национальной научно-практической конференции Федерации психологов образования России «Психология образование: подготовка кадров и психологическое просвещение» 13-15.12.07 г.