Игумнова Г.В. Проблема психологии доброты

 

Игумнова Г.В.,

АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

В условиях динамичных изменений, которые происходят в нашем современном обществе, остро встает проблема психологического сопровождения нравственного развития человека, формирования его жизненных ценностей и установок, его системы отношений с другими.


Отечественный психолог С.Л.Рубинштейн писал, что сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим  людям; то,  чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать, поэтому отношения к другим людям составляют ядро подлинно жизненной психологии.


С.Л.Рубинштей – один из тех отечественных психологов, который обратился к этике как к науке о практическом нравственном оцениваемом поведении человека в его целостности. Он утверждал, что содержанием подлинной этики являются воинствующее добро и борьба за строительство нового человека [ 5 ].


В работах В. Братуся отмечается, что общим пространством, точкой пересечения этики и психологии является отношение к другому как самоценности [ 5 ].


В работах С. Бондаревой  и Д.Колесова ставится вопрос, на каком основании нечто оценивается нами как зло или как добро, и утверждается, что только на основании характера связи этого нечто с нашей жизнью, с нашими потребностями и желаниями. То, что им препятствует, мы называем злом, то, что содействует - добром. Отсюда два главных свойства добра и зла: относительность и условность. Добро и зло это проекция наших желаний на внутреннюю двойственность любого объекта. Главным в проблеме добра и зла оказывается выбор, осуществляемый индивидом [ 1 ].


В работах доктора психологических наук , профессора Л.М. Попова и его  коллег («Добро и зло в психологии человека», «Этическая психология» и др.) представлена авторская методика «Добро-Зло», целью которой является оценка двух альтернативных черт личности по функциям качеств добра и зла. Данная методика успешно используется и дает ключ практическим психологам к пониманию внутреннего мира человека [5 ].


Нравственный смысл жизни определяется добром – так писал в своих сочинениях В. Соловьев.[ 6 ]. Добро как этическое понятие объединяет такие проявления человека как милосердие, доброжелательность, добротворчество, добротворение, вежливость, сострадание, эмпатию,толерантность.


Добро – это стремление делать добро другому человеку, что в свою очередь определяется как проявление нравственных качеств человека.


В многочисленных публикациях отмечается, что доброта-ценная черта человека, что добрый человек, это тот, кто глубоко переживает за других, проявляя сочувствие [ 3 ].


Академик РАО, доктор психологических наук В.Зинченко в одной из своих статей отмечает, что много сейчас показной доброты, и общество от этого не становится добрее. Удивляться следует не тому, что доброты мало, а тому, что она все-таки сохраняется. Доброта, по мнению ученого, непосредственное чувство, незаученное, и существует доброта  ради себя самой.


В некоторых исследованиях зарубежных психологов мы встречаемся с такими выводами, что положительные поступки и помощь окружающим людям понижают уровень стресса, который человек получает в этой жизни, что проявление доброты улучшает психологический климат в коллективе, помогает учиться и работать, выстраивать семейные отношения.


Соглашаясь с данными высказываниями, мы пытаемся понять психологию современного молодого человека, будущего специалиста в области психологии: насколько развито у него проявление такой нравственной категории как доброта.


Выборку составили студенты 3 курса –будущие психологи . Нами был использован тест Б.З.Зельдович «Доброта», который позволил выявить степень выраженности доброты в отношении к другим людям. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что 55% опрошенных проявляется стремление помогать другим людям, у 45 % отмечается избирательность и ситуативность желания и готовности проявить доброту в отношении другого человека.


Следует согласиться, что не так много методик, которые позволили бы нам определить уровень выраженности стремления совершать добрые поступки.


Ученый Томас д Асенбург отмечает, что настоящая доброта предполагает еще и храбрость, чтобы отстаивать то, что мы считаем хорошим, готовность возвысить свой голос против того, что нам представляется опасным или ошибочным. Для подлинного проявления доброты-той, что приносит радость, необходимо научиться не избегать конфликтов, не бояться кому-то не понравиться, кого-то разочаровать. Важно уметь настоять на своем [ 2]


Анализ результатов опроса по тесту «Насколько вы добры?» Алена Делурма, позволил выявить природу добрых поступков. Большинство будущих психологов-студентов заочной формы обучения делают добро, жертвуя собой, затем в выборке были выявлены еще три категории: это те, кто делает добро осознанно, кто делает добро из слабости, и лишь единицы опрошенных вошли в группу тех, кто делает добро из расчета.


Результаты исследования позволили выбрать для каждой группы те рекомендации, которые были направлены на развитие в себе способности утверждать себя, укреплять свою внутреннюю защиту и развивать в себе бескорыстие [ 2 ].


Стало традицией проводить на факультете психологии и права семинар «Психология доброты» в канун Всемирного дна доброты -13 ноября. Именно в рамках данного научного мероприятия будущие психологи знакомятся с различными подходами ученых к данной проблеме, анализируют практические ситуации, знакомятся с диагностическим инструментарием, с методическими рекомендациями, участвуют в акциях милосердия.


Литература

1. Бондарева С.К. Нравственность/ С.К.Бондырева, Д.В. Колесов.-М.: МПСИ,2008.-336с.

2. Делурм А. Насколько вы добры?// Psychologies.-2011.-№.10.-С.150-152.

3. Зюзя А. Доброта как нравственное качество человека// Ученые записки университета им.П.Ф. Лесгафта.-2011.-№11.-С.34-40.

4. Игумнова Г.В. Основы педагогического мастерства.- Йошкар-Ола, 2001.-100с.

5. Попов Л.М. Этическая психология.-Йошкар-Ола:МОСИ-ООО»СТРИНГ», 2008.-143с.

6. Соловьев В.С. Оправдание добра// Сочинения.-Т.7.-_М.: Наука, 1991.-516с.
 

Виктория Москалюк (не проверено)
Обсуждали со студентами

Обсуждали со студентами понятие "эмпатия", получилась дискуссия о связи этого качества и доброты. Группа разделилась, причем в процессе обсуждения одна группа практически озвучила мысль одного их авторов, упоминающихся в статье: настоящая доброта невозможна без храбрости, чтобы отстаивать то, что мы считаем правильным.

Тема заблокирована