Исрафилова Г. Ю. Преодоление диссинхронии психического развития студентов технических специальностей

 

Исрафилова Г. Ю.,

Нижнекамский  химико-технологический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»,

Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Нижнекамск

 

Профессиональной подготовке специалистов технических направлений уделяется особое значение. Исследовательские университеты становятся центрами фундаментальной науки и «кадровой основы инновационного развития». Постиндустриальное общество требует новых подходов к подготовке инженерных кадров, акцентируя внимание на социальный аспект.


На современном этапе развития системы высшего образования разрабатываются новые стандарты обучения, содержание которых отражает наиболее значимые научные достижения, но особенности личностного развития студентов учитываются недостаточно.


Анализ психологической литературы по проблемам психического развития студентов в процессе профессиональной подготовки, опыт работы в высшей школе, интерес исследователей к проблеме показали, что можно выделить ряд противоречий. Первое - между социальными требованиями подготовки профессионалов приоритетных технических направлений развития экономики и недостаточностью внимания к личностному развитию в процессе профессиональной подготовки студентов. Второе – между достижениями теоретических и прикладных исследований феномена диссинхронии психического развития и отсутствием исследований, направленных на практическую реализацию преодоления социальной диссинхронии развития. Третье - между необходимостью психологического сопровождения профессиональной подготовки студентов технических специальностей и отсутствием моделей деятельности психологических служб вузов, помощи по  преодолению диссинхронии психического развития студентов.


В связи с выделенными противоречиями возникает проблема определения детерминант проявления социальной диссинхронии психического развития студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки и выявления условий преодоления социальной диссинхронии психического развития.


В психологическом плане возрастная группа - студенты технических специальностей, изучена недостаточно. Многомерность и многоуровневость структуры личности  предполагает  большое количество факторов, которые влияют на ее «прогрессивное развитие и самореализацию в профессиональной деятельности». В акмеологии чаще рассматриваются прогрессивные аспекты развития, а регрессивные рассматриваются в контексте выявления психологических условий и факторов, препятствующих прогрессивному развитию, в том числе профессиональному, которые следует устранить или преодолеть (Л.И. Анцыферова, Г.М. Андреева).


Особенности обучения студентов технических специальностей,  доступность поступления в  вузы и высокие требования образовательного процесса выделяют группы студентов, которые успешно справляются с учебой и студентов, которые испытывают трудности в учебной деятельности и социальной адаптации.  В последние годы девушек привлекают технические специальности. Этот факт также необходимо рассмотреть. Гендерные особенности студентов технических специальностей не представлены в исследованиях психологов-акмеологов.


Опыт работы в вузе и наблюдения позволяют говорить о  несоответствии  между требованиями образовательной системы высшего учебного заведения: необходимостью самостоятельной регуляции поведения, высоким уровнем сознательности, интереса к учебе, сформированностью познавательной сферы и уровнем индивидуального развития студентов. Можно предположить, что эти факторы могут быть обусловлены диссинхронным психическим развитием личности.


Теоретическим основанием исследования выступила концепция диссинхронии психического развития (П. Мерша, Ж.–Ш. Террасье, И.Ф.Сибгатуллина). Проблема неравномерности психического развития рассматривалась в психологии многими авторами (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Д.В.Ушаков, М.А. Холодная и др.). В динамической теории одаренности Л.С. Выготского отмечается «неравномерность развития систем». В современной зарубежной научной психологической школе диссинхрония психического развития изучается П. Мерша, Ж.-Ш. Террасье. В современной российской психологической науке продолжили  разработку концепции диссинхронии психического развития И.Ф. Сибгатуллина, Ю.Д. Бабаева, В.В. Васина, В.Н. Дружинин, В.И. Панов, В.В. Потапова, О.Р. Рябов и др.


Феномен диссинхронии психического развития проявляется в рассогласованном состоянии систем взаимосвязанных психических явлений в определенный момент их развития, в несбалансированности когнитивного, волевого, эмоционального, поведенческого и других компонентов психического [2, с. 42].


Социальная диссинхрония психического развития студентов в процессе профессиональной подготовки рассматривается как рассогласованное состояние открытых систем взаимосвязанных психических явлений, как несбалансированность эмоциональной, личностной, поведенческой и других сфер развития.


Одним из источников диссинхронии является совокупность переживаемых психических состояний студентов в условиях рассогласования между системой их естественного взросления и декларируемыми ценностями и результатами системы образования [5, с.102].


Для определения диссинхронии психического развития использовалась формула коэффициента диссинхронии как отношение среднеквадратичного отклонения значений тестовых параметров развития к их среднему значению (Рябов О.Р., 2009 г.). Формула характеризует степень разброса тестовых показателей психического развития обследуемого. Чем больше коэффициент диссинхронии, тем больше статистический разброс между показателями развития и сильнее (по интенсивности и длительности) проявления форм «явной» или «скрытой» диссинхронии.


В структуре экстернальной социальной диссинхронии психического развития студентов технических специальностей  в процессе профессиональной подготовки на уровне психических явлений  выделяются диссинхрония психических процессов, психических состояний и психических свойств.


Различия средних показателей в учебной деятельности студентов наблюдаются по показателям в эмоционально-волевой сфере: сила воли, эмоциональный интеллект, мотивация достижения успеха на уровне значимости (p=0,01).  Выявлены проявления диссинхронии на уровне психических состояний  тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность  (коэффициент диссинхронии Kd=0,52-0,4).


С точки зрения Левитова Н.Д. психические состояния характеризуются единством переживаний и деятельности. Они могут оказывать позитивное или негативное влияние на процесс учебной деятельности студентов. Но, часто деятельность оказывает влияние на формирование психического состояния. Каждому неблагоприятному состоянию соответствует какое-либо волевое качество. Проявление волевых качеств (силы воли) – это переключение сознания и волевого контроля с переживания  неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности [3,с.73]. Выявлена взаимосвязь психических состояний и волевой регуляции студентов. Коэффициент диссинхронии  по показателю «Сила воли» среди успешных студентов ниже (Kd=0,18) по сравнению с показателем среди неуспешных студентов (Kd=0,29). Развитие волевых качеств может выступать как компенсаторный механизм для неуспешных студентов в преодолении диссинхронии.


Психические состояния связаны не только с волевой, но и с эмоциональной регуляцией. С помощью эмоционального интеллекта можно создать собственную технику самопомощи, саморегуляции. Эмоциональный интеллект понимается как способность осознавать отношения личности, представленные в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой (на основе принятия решений). Он объединяет в себе самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость. Эмоциональный интеллект может включаться в процесс деятельности человека на следующих ее этапах: постановки цели, планирования, реализации и контроля исполнения, как пишет Ананьев В.А. «Целеполагание, опирающееся на эмоции, позволяет проверить экологичность принятого решения с точки зрения всей структуры личности» [1, с. 115].


Проявление диссинхронии выявлено в личностных свойствах. В структуре диссинхронии психического развития успешных студентов технических специальностей  коэффициент диссинхронии Kd=0,31 по тесту «Самооценка», у неуспешных студентов выше Kd=0,42. Отмечено, что на профессиональную самооценку влияют не только результативность деятельности, но и социальные факторы, оценочные суждения других, отношения. Лица с заниженной самооценкой отличаются неуверенностью, склонностью к импульсивным действиям. Они ориентируются, прежде всего, на эмоционально теплые, эмпатичные отношения, эмоциональный комфорт во взаимодействиях. У лиц с высокой самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям.


Так же выявлены взаимосвязи между профессионально значимыми качествами личности студентов на уровне значимости (p=0,01). Коэффициент диссинхронии профессионально важных качеств студентов системы «Человек-техника» очень высок Kd=0,5-0,9. Наблюдается рассогласованность в интересе к технике, ответственности, внимании, склонности к однообразной работе, устойчивости к внешним раздражителям, чувстве самосохранения, психологической устойчивости, быстроте принятия решений, математических способностях.


Коммуникативные способности не входят в перечень профессионально-значимых качеств инженера, но компетентностный подход включает формирование общих компетенций: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции; способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики. Коэффициент диссинхронии по тесту коммуникативные и организаторские способности Kd=0,5-0,6.


Следует отметить, что высокая работоспособность как значимая характеристика успешности профессиональной подготовки  во многом определяется состоянием здоровья. К студентам технических специальностей вуза не предъявляются  особые требования к состоянию здоровья, принимаются даже абитуриенты, имеющие инвалидность. Зависимости успешности обучения и группы здоровья в исследовании не выявлено.


Диссинхрония играет двойственную роль в психическом развитии студентов. С одной стороны, любые преграды, любое рассогласование в психическом развитии выступают как ограничения, тормозящие процесс становления гармоничной личности. Однако, создавая определенные трудности, они одновременно являются и своеобразными стимулами порождения процессов компенсации [4, с.190]. Особое значение в этом имеет знание особенностей развития личности студента, как целостной системы взаимосвязанных компонентов и определение рассогласованности их развития, с целью оптимальной организации образовательного процесса.


Результаты данного исследования будут важны преподавателям, самим студентам и особенно психологическим службам вуза, которые осуществляют психологическое сопровождение образовательного процесса.


Социально-психологический тренинг - еще один способ преодоления социальной диссинхронии студентов технических специальностей, который предлагаем психологическим службам вуза. Тренинг включает обучение саморегуляции психических состояний и тренинг коммуникативных умений.


На первом этапе нашего тренинга использовалась компьютерная  программа обучения саморегуляции в стрессовых  ситуациях.  Саморегуляция предполагает осознание своего «Я», поведения, выполняемой деятельности. Эффективные способы саморегуляции психических состояний студенты отбирают индивидуально, осваивают в процессе тренинга и закрепляют на уровне памяти тела с помощью компьютерных тренажеров. Вторая часть тренинга включает формирование конструктивного поведения, ориентации в сложных жизненных ситуациях, нахождение оптимальных способов реагирования в жизненных ситуациях.


Таким образом, эффективным путем преодоления социальной диссинхронии психического развития студентов технических специальностей может быть социально-психологический тренинг.


Литература

1. Ананьев, В.А. Практикум по психологии здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2007, – 320 с.

2. Гильмеева, Р.Х., Сибгатуллина, И.Ф. Одаренный ребенок в развитии, учении, общении / Р.Х. Гильмеева, И.Ф. Сибгатуллина. – Казань, 1999. – 312 с.

3. Психические состояния /Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: «Питер», 2000. - 512 с.

4. Сибгатуллина, И.Ф. Особенности диссинхронии развития и  психологическая безопасность одаренных / И. Ф. Сибгатуллина, И.И. Лушпаева, С.А. Теряева, О.Р. Рябов, Г.Ю. Исрафилова // Образование и самообразование. – 2009. – №4(14). – С. 186-192.

5. Сибгатуллина, И.Ф. Взаимосвязи показателей психического развития студентов технических специальностей в структуре диссинхронии психического развития / И. Ф. Сибгатуллина, Г.Ю. Исрафилова, И.И. Лушпаева, С.А. Теряева, О.Р. Рябов. // Известия Южного федерального университета.. – 2011. – №12. – С. 101-108.