Ганеева А.Р., студентка 4 курса, ППФ
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,
Республика Марий Эл, Йошкар-Ола
Периодом активного развития физических, творческих и познавательных способностей, познания окружающего мира, человеческих отношений, а также осознанного общения с окружающими людьми является старший дошкольный возраст.
Для детей с нарушениями зрения общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.
В современном мире число детей с нарушениями зрения постоянно возрастает. У таких детей можно отметить несформированность навыков общения, так как «социальная перцепция основывается преимущественно на зрительном восприятии. Глубокие нарушения зрения не позволяют оценить внешне воспринимаемые признаки партнеров по общению, снижают глубину и объем межличностного восприятия, способность к оценке социально-психологических явлений» [1; с.99].
При общении дети не используют невербальные средства общения – жесты, мимику, выразительные движения. Это можно объяснить тем, что при нарушениях или отсутствии зрения они плохо видят или совсем не видят эмоции и жесты собеседника.
Целью нашего экспериментального исследования было выявление особенностей общения детей с нарушениями зрения в ходе констатирующего эксперимента.
Исследование проводилось с двумя категориями детей дошкольного возраста. Первая категория детей была с сохранным, вторая – с нарушенным зрением.
Развитие процесса общения исследовалось с помощью следующих методик:
1. «Маски» (Н.Д. Денисова);
2. «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад);
3. «Мимический тест» (К. Изард).
Целью методики №1 «Маски» (Н.Д. Денисова) было изучить особенности общения детей с нарушениями зрения со сверстниками, определить их статусное место в группе. При анализе результатов учитывалось то, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением.
Рисунок 1
По результатам проведенной диагностики по методике №1 «Маски» видно, что дети с нарушениями зрения, в отличие от детей с сохранным зрением, выбирали отрицательные эмоции по отношению к своим сверстникам.
С помощью методики «Два домика» мы изучали характер отношений со сверстниками и их симпатии и антипатии к членам группы. Особое внимание было обращено на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик.
Рисунок 2
Большинство детей с нарушениями зрения «поселило» своих сверстников в черный домик, что означает проблемы во взаимодействии с детьми в группе.
«Мимический тест» помог выявить степень адекватности определения детьми эмоционального состояния человека по схематическому выражению лица.
Рисунок 3
Дети с нарушенным зрением дифференцируют эмоции на низком уровне. Для них наиболее трудно различимы такие эмоции, как «нейтральное», «сомнение», «хитрость» и «жалость».
Таким образом, проанализировав все данные результатов проведенных диагностик, мы выделили специфические особенности общения детей с нарушениями зрения. Во-первых, это нарушение отражается на общении как вербальном, так и невербальном. Во-вторых, развитие общения у детей с нарушенным зрением значительно искажается, тем самым затрудняет вхождение в социальную среду и воздействует на качество и объем общения.
Наличие таких особенностей у детей с нарушениями зрения указывает на целесообразность осуществления коррекционной работы по развитию общения у данной категории детей.
Литература: