ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Ганеева А.Р., студентка 4 курса, ППФ

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,

Республика Марий Эл, Йошкар-Ола

 

Периодом активного развития физических, творческих и познавательных способностей, познания окружающего мира, человеческих отношений, а также осознанного общения с окружающими людьми является старший дошкольный возраст.

Для детей с нарушениями зрения общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

В современном мире число детей с нарушениями зрения постоянно возрастает. У таких детей можно отметить несформированность навыков общения, так как «социальная перцепция основывается преимущественно на зрительном восприятии. Глубокие нарушения зрения не позволяют оценить внешне воспринимаемые признаки партнеров по общению, снижают глубину и объем межличностного восприятия, способность к оценке социально-психологических явлений» [1; с.99].

При общении дети не используют невербальные средства общения – жесты, мимику, выразительные движения. Это можно объяснить тем, что при нарушениях или отсутствии зрения они плохо видят или совсем не видят эмоции и жесты собеседника.

Целью нашего экспериментального исследования было выявление особенностей общения детей с нарушениями зрения в ходе констатирующего эксперимента.

Исследование проводилось с двумя категориями детей дошкольного возраста. Первая категория детей была с сохранным, вторая – с нарушенным зрением.

Развитие процесса общения исследовалось с помощью следующих методик:

1. «Маски» (Н.Д. Денисова);

2. «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад);

3. «Мимический тест» (К. Изард).

Целью методики №1 «Маски» (Н.Д. Денисова) было изучить особенности общения детей с нарушениями зрения со сверстниками, определить их статусное место в группе. При анализе результатов учитывалось то, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением.

 

 

Рисунок 1

         По результатам проведенной диагностики по методике №1 «Маски» видно, что дети с нарушениями зрения, в отличие от детей с сохранным зрением, выбирали отрицательные эмоции по отношению к своим сверстникам.

         С помощью методики «Два домика» мы изучали характер отношений со сверстниками и их симпатии и антипатии к членам группы.  Особое внимание было обращено на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик.

 

Рисунок 2

Большинство детей с нарушениями зрения «поселило» своих сверстников в черный домик, что означает проблемы во взаимодействии с детьми в группе.

«Мимический тест» помог выявить степень адекватности определения детьми эмоционального состояния человека по схематическому выражению лица.

 

Рисунок 3

Дети с нарушенным зрением дифференцируют эмоции на низком уровне. Для них наиболее трудно различимы такие эмоции, как «нейтральное», «сомнение», «хитрость» и «жалость».

Таким образом, проанализировав все данные результатов проведенных диагностик, мы выделили специфические особенности общения детей с нарушениями зрения. Во-первых, это нарушение отражается на общении как вербальном, так и невербальном. Во-вторых, развитие общения у детей с нарушенным зрением значительно искажается, тем самым затрудняет вхождение в социальную среду и воздействует на качество и объем общения.

Наличие таких особенностей у детей с нарушениями зрения указывает на целесообразность осуществления коррекционной работы по развитию общения у данной категории детей.

Литература:

  1. Карандаева Т.А. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: учебное пособие / Мар. гос. ун-т – Йошкар-Ола, 2013. – 172с.
  2. Веракса А . Индивидуальная психологическая диагностика ребенка: пособие для психологов и педагогов /Мозаика-Синтез – Москва, 2012 – 128с.
  3. Изард К. Психология эмоций / СПб.: Питер, 2000- 464с.