Из опыта работы студенческой научно-исследовательской лаборатории культурно-исторической психологии

Дудаль Н.Н.,

УО  «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»,

Республика Беларусь, г. Гомель

 

Выготский Лев Семёнович – выдающийся учёный, мыслитель, известный в мировой психологии выдающийся советский психолог, педагог, нейролингвист, изобретательный экспериментатор, вдумчивый теоретик, знаток литературы, профессор Института экспериментальной психологии, один из основателей советской школы психологии, классик мировой психологической науки, создатель культурно-исторической психологии.

Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б.В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший советскую психологию». С этими оценками, наверное, согласится любой российский психолог. По сей день идеи Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч настоящих профессионалов, в его научных трудах черпают вдохновение новые поколения психологов не только в России, но и по всему миру.

«Моцарт психологии» именно так назвал Л.С. Выготского в одноименной статье в газете "Нью-Йорк ревю" профессор Ст. Тулмин из университета в Чикаго, лишь спустя 30 лет после смерти ученого впервые познакомившись с его трудами. "Когда я открыл для себя его работу о языке и речи, я не спал три ночи, - признавался в письме к вдове Льва Семеновича его коллега из Лондонского университета профессор Б. Бернстейн. - Мы в долгу перед русской школой и особенно перед работами, основывающимися на традиции Выготского..."

Биография Л.С. Выготского небогата внешними событиями. Жизнь его была наполнена изнутри. Тонкий психолог, эрудированный искусствовед, талантливый педагог, большой знаток литературы, блестящий стилист, наблюдательный дефектолог, изобретательный экспериментатор, вдумчивый теоретик. Все это так. Но прежде всего Выготский был мыслителем.

«Лев Семенович Выготский, бесспорно, занимает исключительное место в истории советской психологии. Именно он заложил те основы, которые стали исходными для ее дальнейшего развития и во многом определили ее современное состояние... Нет почти ни одной области психологических знаний, в которую Л.С. Выготский не внес бы важного вклада. Психология искусства, общая психология, детская и педагогическая психология, психология аномальных детей, пато- и нейропсихология – во все эти области он внес новую струю» – так журнал «Вопросы психологии» писал к 80-летию со дня рождения Выготского. Трудно поверить, что эти слова относятся к человеку, посвятившему психологии немногим более десяти лет своей жизни – и лет нелегких, отягощенных смертельной болезнью, сложностями быта, непониманием и даже травлей.

Большое желание донести до студентов идеи культурно исторической психологии и помочь им понять и научиться применять принципы этой теории, подтолкнули руководителей студенческой научно-исследовательской лаборатории культурно-исторической психологии разработать проблемный семинар «Золотой век» культурно-исторической психологии – в прошлом или в будущем?»

Цель семинара: создание проблемной, формирующей потребности в изучении творческого наследия Л.С. Выготского, в создании учебно-мотивационной среды для студентов старших курсов психологических факультетов.

Основными задачами семинара являются: во-первых, создание психолого-педагогических условий для экстериоризации уже имеющихся, в значительной степени спонтанно и бессистемно сложившихся представлений студентов об идеях Л.С. Выготского; выявление актуального уровня развития представлений студентов о концепции Л.С. Выготского, наиболее типичных составляющих мифологемы, связанной с именем этого выдающегося психолога; обнаружение характерных, распространенных заблуждений относительно взглядов Л.С. Выготского.

Во-вторых, проектирование зоны ближайшего развития для уже имеющихся у студентов представлений о культурно-исторической психологии через:

а) участие студентов в совместно-распределённой деятельности, организованной в форме сократического диалога на тему: «Идеи Л.С. Выготского в постсовременности».

б) рефлексию и анализ, критику или более глубокое обоснование сформулированных студентами познавательных позиций, осуществляемых аспирантами и молодыми практикующими психологами;

в) рефлексию и анализ второго порядка. Эта процедура должна осуществляться авторитетными, маститыми учёными. В качестве исходного материала выступают «спонтанные» познавательные позиции студентов, а так же доводы, аргументы, оценки, прозвучавшие в ходе рефлексии первого порядка.

г) при проведении рефлексий 1-го и 2-го порядков, с неизбежностью произойдёт опредмечивание, вербализация различных, но априори, иных (иной уровень сложности; другая аксиоматика и методология и т.д.) нежели у студентов точек зрения относительно содержания и перспектив концепции Л.С. Выготского. Последовательно высказанные сначала аспирантами, затем, признанными специалистами точки зрения, послужат источником новой информации для всех заинтересованных сторон, создадут почву для социо-когнитивного конфликта, спора, согласования несхожих точек зрения.

д) рефлексию 3-го порядка, где студенты сравнивают собственные представления о концепции Л.С. Выготского до и после рефлексий 1-го и 2-го порядков, анализируют динамику изменений, а так же причины трансформации собственных представлений о концепции Л.С. Выготского, формируют запрос по содержанию лекций и семинаров по культурно-исторической психологии.

В-третьих, Среди наших студентов всё большее распространение получают научные концепции зарубежных психологов (гуманистическая психология, фрейдизм, гештальт-психология и т.д.). Незнание, умаление, игнорирование достижений отечественной психологии студентами повлечёт потерю научной идентичности отечественной психологии, обречёт будущих психологов на эпигонство, вторичность, неконкурентоспособность. Некоторое время наблюдалась тенденция по вытеснению на периферию, компрометацию, искажение идей отечественной школы психологии, в том числе и Л.С. Выготского, эти идеи необходимо столь же последовательно и аргументировано защищать.

В-четвертых, формирование не просто рассудочно-рациональной, а разумной, и шире, глубоко аффективно-эмоционально укоренённой мотивации к изучению творческого наследия Л.С. Выготского. «Пробуждение» студентов от «летаргии», выведение из «теплохладного» состояния, побуждение к научному самоопределению, в духе культурно-исторического и деятельностного подходов, как высших, пиковых достижений отечественной психологии, органично связанных с материалистическим направлением мировой научной мысли.

Студентов для реализации семинара необходимо тщательно готовить, подобрав соответствующие интересные материалы для предварительного ознакомления (программные статьи Л.С. Выготского, полемические заметки об ученом).

Методически проблемный семинар состоит из 4-х последовательно сменяющих друг друга, диалектически взаимосвязанных этапов.

На первом этапе задействованы студенты старших курсов, обучающиеся по специальности «Психология» и в роли ведущего выступает опытный преподаватель. Содержание этапа – ведущий организует взаимодействие студентов по типу «сократического диалога» на тему: «Золотой век» культурно-исторической психологии – в прошлом или в будущем?»

В соответствии с психологической моделью полноценного сократического диалога, ведущий знакомит участников семинара со «стимульным» текстом, имплицитно содержащим некую проблему, разрешение которой невозможно без обобщения и экстериоризации студентами имеющихся у них представлений о культурно-исторической психологии, её будущем, её эвристическом потенциале. Отчасти, подобный способ работы сродни постановке учебной задачи в развивающем обучении В.В. Давыдова (решая частную задачу, учащиеся вынуждены «открывать» общий способ решения целого класса подобных задач).

После того, как проблема будет преодолена на актуальном уровне развития обучающихся, ведущий создает «зону ближайшего развития» для уже сформулированных студентами в их высказываниях и суждениях, точек зрения, познавательных перспектив.

С этой целью будет задействован весь арсенал сократических методов ведения диалога: положительная и отрицательная майевтика, агон. Положительная майевтика будет заключаться в создании условий для продвижения от частного к общему, сравнению, обобщению отдельных познавательных позиций, совместному отбору продуктивных гипотез. Положительная майевтика поможет студентам «раздвинуть горизонты», освободиться от стериотипов, составить более объёмное, полифоничное мнение о концепции Л.С. Выготского.

Отрицательная майевтика будет состоять в проблематизации экстериоризированных в ходе диалога точек зрения, путём: постановки критических, «провокационных» вопросов; «сократической иронии»; приведения примеров, выходящих за рамки объяснительных схем участников диалога; создания такого контекста, в котором студенты-авторы той или иной точки зрения будут вынуждены признать её ограниченность и неполноту.

Квинтэссенцией диалога, его кульминационным моментом может и должен стать агон, организованный как совместно-распределённая деятельность, спор, социо-когнитивный конфликт между «восторженными почитателями» Л.С. Выготского, студентами позиционирующими свою принадлежность к другим психологическим школам, «скептиками» и, непременно, «критиками» культурно-исторической психологии. В случае отсутствия «естественных» носителей указанных ролей, их «искусственное» воплощение оперативно принимает на себя ведущий. Вместе с тем, неукоснительно соблюдается принцип безусловного примата содержания над формой. Ведущий обеспечивает победу сторонников Л.С. Выготского. Агон призван эмоционально «задеть» участников диалога, обеспечить высокую личностную «включённость» в решение поставленной проблемы.

Во время осуществления первого этапа необходимо осуществить видеосъёмку диалога.

Во втором этапе принимают участие аспиранты, молодые преподаватели и ведущий. Этап начинается с демонстрации участникам видеозаписи первого этапа. Содержание этапа: формально, перед участниками второго этапа поставлена задача прокомментировать, каким-то образом отнестись к высказываниям студентов; оценить уровень их фактической компетенции, осуществить всестороннюю, многомерную рефлексию происходящего на первом этапе. По существу подобная рефлексия невозможна без «вынесения» во вне, в открытое диалогичное пространство собственных, «пристрастных» суждений аспирантов и молодых преподавателей о концепции Л.С. Выготского, весьма условно, грубо, классифицируемых, преднамеренно интерпретируемых ведущим, как высказывания «за» или «против» культурно-исторического подхода. Рано или поздно, скорее очень рано, основным содержанием диалога станет не рефлексия происходящего на первом этапе, а решение основного вопроса проблемного семинара, сформулированного в его названии.

Во время этого этапа также рекомендуется осуществлять видеосъёмку.

Действующими лицами третьего этапа являются маститые, авторитетные учёные, компетентные в различных областях творческого наследия Л.С. Выготского. После просмотра видеозаписи первого и второго этапов, каждый специалист даёт экспертное заключение, выступает в качестве арбитра в «диалоге голосов» сторонников и противников культурно-исторической психологии, сообщает недостающую для ответственных суждений информацию, высказывает при желании собственное мнение по теме семинара, даёт напутствие следующим поколениям психологов, записывает короткое, экспрессивное видеообращение: «Идеи Л.С. Выготского в постсовременности».

Четвертый этап, основные действующие лица: студенты – участники первого этапа, ведущий. Основным содержанием этапа выступает «итоговая», «финальная» рефлексия, анализ «пройденного пути». Студентам заново демонстрируют сократический диалог о Л.С. Выготском с их участием. Затем, студентам предоставляется уникальная возможность – познакомиться с реакцией на собственные суждения со стороны аспирантов, молодых преподавателей и маститых учёных, «увидеть» себя глазами опытных коллег, столкнуться с порой нелицеприятной критикой, услышать мнение живых «носителей традиции». Всё это происходит в ходе просмотра студентами видеозаписи второго и третьего этапов. Далее студенты сравнивают свои представления о концепции Л.С. Выготского на первом этапе проблемного семинара, и после реализации последующих этапов. Ведущий фиксирует внимание на динамике трансформации представлений, канализирует интерес, активность студентов на поиске причин той или иной динамики.

В конце студенты пишут короткое эссе «Чему научил меня проблемный семинар по культурно-исторической психологии?», внятно формулируют запрос к членам кафедры о содержании и способах презентации специального курса, посвященного культурно-исторической психологии.

Естественно, по разным обстоятельствам, почти невозможно организовывать подобный семинар ежегодно. Вместе с тем, было бы чрезвычайно интересно проводить такие семинары с некой периодичностью. Такой семинар, превратившись в традицию, способен стать «эстафетной палочкой», связующей разные поколения психологов.