Клюкина С.С. Возможности внеурочной деятельности в формировании толерантности младших школьников

 

Клюкина С.С.,

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола

 

В настоящее время проблема формирования толерантности достаточно широко находит отражение в психологической и педагогической теории. В то же время решению данной проблемы недостаточно уделяется внимания в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время, особенно с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения,  школа имеет потенциальные возможности для ее разрешения. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная работа с детьми рассматривается как органический элемент всей системы обучения и воспитания учащихся, ей определено пространство и время в образовательном процессе[3]


Необходимость, своеобразие и большое значение внеурочной работы не раз подчеркивалось в работе известных педагогов: Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Н. К. Крупская отмечала: «Внешкольная работа, конечно, должна быть тесно связана со школьной, но это своеобразная работа, которая должна организационно воспитывать ребят» [5] . В. А. Сухомлинский писал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков» [8].


При правильном сочетании внеурочной работы с уроками обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом. В процессе осуществления внеурочной работы могут достигаться различные цели в комплексе: воспитательные, познавательные, развивающие и обучающие. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [2]. Огромные возможности внеурочная деятельность имеет и в формировании толерантности младших школьников.


Толерантность в переводе с английского - это возможность услышать другого, понять иного. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (Юнеско, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех граждан на самобытность, индивидуальность; в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждению, обычаям и верованиям [4]. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других.


Формирование толерантности в образовательных учреждениях имеет определенную специфику, состоящую в том, что вопросы толерантности получают дополнительную межличностную окраску. Младший школьный возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека и наиболее благоприятный для формирования толерантных взаимоотношений. Ребёнок включается во взрослую жизнь, формируется его идентичность, им осваиваются различные социальные роли. В младшем школьном возрасте   закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другим людям [1].


Исходя из этого, очень важно именно в этом возрасте воспитывать у детей положительное отношение и уважение к друзьям, одноклассникам, развивать умение уважать чужое мнение, формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем, а также воспитывать чувство уверенности в себе. В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей, с разным социальным статусом и неодинаковыми материальными возможностями. Основой толерантности как качества личности является признание права другого человека на отличие. В школе должна вестись работа по воспитанию в детях способности принятия другого человека таким, каков он есть; уважения к чужим точкам зрения; сдержанности к тому, что не разделяешь; понимания и принятия традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры [6].


Наша экспериментальная работа по формированию толерантности  проводилась во внеурочной деятельности на базе 2»В» и 2»Д» классов МБОУ «Гимназия №4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы» в 2011-2012 учебном году.


На констатирующем этапе эксперимента нами с помощью анкеты были выявлены уровни сформированности толерантности у учащихся, которые определялись по специально разработанным показателям. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что у учащихся, в основном,  преобладает средний уровень сформированности толерантности и в контрольном, и в экспериментальном классах. По проективной методике «Несуществующее животное» М.З. Друкаревича среди второклассников выявляли детей с низким уровнем агрессивности, предрасположенных к хорошему отношению к людям, и детей с высоким уровнем агрессивности. Результаты анализа детских рисунков показали, что среди школьников наблюдается и высокий уровень агрессивности (36%). Дети с высоким и средним уровнем межличностной толерантности изображали миролюбивых животных, линии рисунка были равномерные, уверенные; испытуемые с низким уровнем (интолерантные) изображали животных с клыками, рогами, человекообразных монстров; пострисуночный опрос выявил тенденцию к агрессивному поведению. Для получения более объективных результатов мы использовали методику диагностики межличностных отношений Т. Лири  [5]. Для анализа были взяты 2 интересующих нас фактора: доминирование - подчинение, дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия и показывают, насколько человек толерантен к другим. Анализ  результатов по методике Т. Лири также показал, что около половины учеников обладают средним уровнем агрессивности, низкой  дружелюбностью и низкой выраженностью  подчиняемости.


Проанализировав полученные данные по трем методиками, мы разработали программу внеурочных занятий по формированию навыков толерантного поведения второклассников. Занятия строились таким образом, что каждый участник «проживал» различные ситуации, определял свои способности к лидерству, поддержке, признанию заслуг другого и т.п.. Так, каждый узнавал себя как партнера по общению, открывал в себе самые разнообразные стороны: те, которые помогали установить контакт, и те, которые мешали этому. Занятия строились в игровой форме. Блочная структура занятий позволяла последовательно выработать у каждого участника умение находить и свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы. При построении занятий мы  исходили из того, что дети, на практике познающие уважение и терпимость по отношению к другим, получат основы, необходимые для созидания мира и успешного формирования характеристик толерантности. Детей приводили к идее о том, что проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, вместе строить мирное будущее не только в стране, но и во всем мире.


После проведения этих занятий нами было проведено контрольное исследование по тем же методикам. Результаты повторного эксперимента   свидетельствуют о положительном влиянии специально организованной и   систематически проводимой работы по формированию толерантности у обучающихся. Дети стали более терпимы к одноклассникам, стали проявлять уважительное отношение к окружающим, эмпатию, желание помочь  людям, способность к созданию благоприятного эмоционального климата в своем классном коллективе.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленная систематическая работа с младшими школьниками во внеурочной деятельности может внести существенный вклад в формирование толерантности личности.

 

Литература

1. Бобинова, С.В. Воспитание культуры толерантности /С.В. Бобинова// Начальная школа. -2004. - №8. –С. 76-78.

2. Горский, В.А. Сборник программ внеурочной деятельности // Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) / кол. авт. под. ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.- 111с.

3. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.

4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЭСКО 16 ноября 1995 г. // http://www.un.org/russian/documen/declarat/toleranc.htm

5. Крупская, Н.К. Избранные педагогические сочинения  /Н.К.Крупская. - М., 1948. – 346с.

6. Крушельницкая О.И. Опыт формирования толерантности у младших школьников в современной России / О.И. Крушельницкая // Психологическая наука и образование. – 2012. - № 1. –С. 75-85.

7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.

8. Сухомлинский, В.А. Этюды о коммунистическом воспитании /В.А.Сухомлинский. - М // Народное образование. - 1967. - № 2. – С. 13-14