КОПИНГ-СТРЕТЕГИИ СТУДЕНТОВ С ВЫСОКОЙ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТЬЮ

Свило Я.В.

Магистрант

Изучение психологических особенностей проявления виктимного поведения у студентов становится актуальным в связи с необходимостью решения задач формирования социально-адаптированной личности. Это создает предпосылки для исследования связи используемых студентами копинг-стратегий и ролевого виктимного поведения.

Копинг-поведение – это, с одной стороны, индивидуальная устойчивая личностная структура (диспозиция), т.е. набор определенных, соответствующих индивидуально-личностным характеристикам и эмоционально-динамическим свойствам индивида вариантов (способов) поведения и реагирования в стрессовых ситуациях. С другой стороны, – это широкий спектр разнообразных стратегий преодоления стресса, которыми личность может манипулировать (использовать) в зависимости от внешних обстоятельств, условий деятельности и индивидуальных целей. Чем активнее и разнообразнее будет выбор, тем выше ее адаптационный потенциал, и тем успешнее происходит психологическая адаптация личности [1].

Принято считать, что основной задачей копинг-поведения является такая адаптация к требованиям ситуации, которая позволяет ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, нейтрализовать эмоциональные напряжения и, таким образом, сделать максимально эффективным поиск конструктивного решения [2].

Социализация личности студента в ходе профессионального обучения в высшем учебном заведении имеет огромную значимость, так как именно в студенческом возрасте индивид имеет максимальные возможности для развития социальных свойств и качеств, а эффективное формирование профессиональных навыков невозможно без успешного накопления социального опыта.

В этом отношении большую роль играет такой аспект развития личности студента, как формирование личностной автономии, уверенности в себе, ослабление пассивности, несамостоятельности, зависимости.

Особое место в этой связи занимает преодоление виктимных тенденций в поведении. Виктимность, или жертвенность, проявляется в активном или пассивном провоцировании агрессии в свой адрес, неосознаваемом стремлении к получению вреда для своего физического или психического здоровья. Виктимное поведение является одним из вариантов аутодеструктивного поведения, которое приобрело в настоящее время широкие масштабы. Как отмечают Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, аутодеструктивное поведение – это «поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности» [3].

Ролевая виктимная позиция не всегда сопряжена с виктимной деформацией личности. Она может быть следствием социальной хитрости человека [4] (позиционирование себя как жертвы обстоятельств не сочетается с самоопределением себя как «страдающей стороны») или неверного представления о виктимном поведении как социально приемлемом и одобряемом. Поскольку ролевая виктимная позиция проявляется и формируется в межличностном взаимодействии, то, на наш взгляд, она сопряжена с образом «Я – Другие» и ожиданиями участливого, снисходительного, помогающего, заботливого отношения от микросоциума.

А.Л. Репецкая определяет виктимность как «…определенный комплекс стабильных типических социальных и психологических (реже физиологических) свойств личности, которые в принципе могут подвергаться коррекции вплоть до их полной нейтрализации и которые обусловливают во взаимодействии с внешними обстоятельствами повышенную «способность» человека стать жертвой преступления» [5, с. 54].

В нашем исследование приняли участие 106 студентов, в возрасте от 17 до 23 лет, из них 12 юношей и 94 девушки.

Методы исследования: методика для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хейма; опросник М.А. Одинцовой и Н.П. Радчиковой «Тип ролевой виктимности».

Анализируя копинг-стратегии студентов мы получили следующие результаты.

В сфере поведенческих копинг-стратегий у студентов предпочитаемыми копинг-стратегиями является сотрудничество (у 36% исследуемых), отвлечение (18% исследуемых) и активное избегание (14% исследуемых). Это говорит, что им свойственны формы реагирования, под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей. Также возможно поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

В сфере когнитивных копинг-стратегий у студентов наиболее предпочитаемыми копинг-стратегиями являются сохранение проблемный анализ (у 19% исследуемых), придание смысла и сохранение апломба (по 15% исследуемых), относительность (14% исследуемых) и диссимуляция (12% исследуемых). Т.е. им свойственны формы поведения формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций, формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению.

В сфере эмоциональных копинг-стратегий у студентов преобладают копинг-стратегии такие как оптимизм (у 51% исследуемых), подавление эмоций (17% исследуемых) и эмоциональная разрядка (13% исследуемых). Это говорит о том, что им свойственна уверенность в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации, но также им свойственны варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, а также поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием.

Останавливаясь на методики «тип ролевой виктимности», отметим, что очень низкая игровая роль жертвы свойственна 1,9% опрошенных, низкая игровая роль жертвы – 5,7%, ниже среднего роль жертвы – 18,9%, средняя игровая роль жертвы – 61% опрошенных, выше среднего игровая роль жертвы – 13,2%, высокая игровая роль жертвы – 0,9% и очень высокая игровая роль жертвы – 1,9% опрошенных.

Очень низкая социальная роль характерна для 3,7% опрошенных, низкая -5,7%, ниже среднего – 11,3%, средняя – 44,3%, выше среднего 17,9%, высокая социальная роль – 6,6%, очень высокая – 10,5% опрошенных.

Очень низкая общая ролевая виктимность отмечается у 1,9% опрошенных, низкая ролевая виктимность у 11,3%, ниже среднего общая виктимность – 15,1%, средняя ролевая виктимность у 43,4% опрошенных, выше среднего ролевая виктивность у 18,9%, высокая ролевая виктивность свойственна 4,7% опрошенных и очень высокая у 4,7%.

Для удобства представим данные по трем шкалам в сравнительной диаграмме (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Результаты опросника «тип ролевой виктимности»

Однако целью нашей работы было выявление копинг-стратегии студентов с высокой ролевой виктимностью. Для этого выделим отдельно студентов с высоким уровнем общей ролевой виктимность и проанализируем предпочитаемые ими копинг-стратегии (по результатам методики копинг-стратегий Хейма).

Всего высокий уровень общей ролевой виктимности отмечается у 30 студентов (у 20 человек уровень выше среднего, у 5 – высокий и еще у 5 – очень высокий). При этом среди поведенческих копинг-стратегий преобладают неконструктивные (13 человек), 12 студентов с высокой ролевой виктимностью используют конструктивные стратегии и 5 студентов – относительно конструктивные.

Среди когнитивных копинг-стратегий студенты с высокой ролевой виктимностью чаще всего используют конструктивные копинг-стратегии (13 человек), 9 человек чаще используют относительно конструктивные и 8 человек – неконструктивные.

Среди эмоциональных копинг-стратегий у студентов с высокой ролевой виктимностью преобладают конструктивные (18 человек), 6 человек предпочитают конструктивные и 6 – неконструктивные.

Таким образом, мы видим, что среди когнитивных и эмоциональных копинг-стратегий у студентов с высокой ролевой виктимностью преобладают неконструктивные стратегии, а среди когнитивных – конструктивные, хотя и незначительно.

Отмечается явное отличие в предпочитаемых копинг-стратегиях у студентов с высокой ролевой виктимностью и у студентов с низкой. Среди студентов с высокой ролевой виктимностью меньшее количество испытуемых используют конструктивные копинг-стратегии. Наибольшее различие отмечается в эмоциональной сфере. Такие варианты поведения, характеризуются подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, а также переживанием злости и возложением вины на себя и других. Так, наиболее предпочитаемой стратегией среди студентов с высокой ролевой виктимностью в эмоциональной сфере является агрессивность (23%), также популярны копинг-стратегии оптимизм и эмоциональная разрядка (по 20%). Агрессивность, обычно, носит не конструктивный, а деструктивный характер (конфликтность) и вносит дополнительные сложности в жизнь индивидуума. Во время эмоциональной разрядки индивидуум склонен кричать, плакать, что уменьшает выраженность эмоционального напряжения. Следствием подавления эмоций нередко становятся психосоматические расстройства. Обвиняя себя индивидуум «застревает» на этапе признания своих ошибок и не переходит к конструктивному поведению. Кроме этого данные студенты используют такие копинг-стратегии, как подавление эмоций, самообвинение и покорность.

Список использованных источников

  1. Мельников, В. М. Психологические особенности личности спортсмена: текст лекций / В. М. Мельников, О. М. Чикова. – Минск : Белорус.гос. ин-т физ. культуры, 1985. – 30 с.
  2. Богомаз, С. А. Предпочтения в выборе копинг-стратегий у лиц с высоким уровнем гибкости / С. А. Богомаз, Т. Е. Левицкая // Сиб. психол. журн. – 2008. – № 27. – С. 31–36.
  3. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. В. Змановская. – М., 2003. – С. 32–33. 
  4. Одинцова, М. А. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности : монография / М. А. Одинцова. – Самара : Бахрах-М, 2013. – 160 с.
  5. Репецкая, A. T. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике / А. Т. Репецкая. – Иркутск, 1994. – 285 с.