Купцов В.А.
Чебоксарский кооперативный институт РУК
г. Чебоксары, Чувашская республика
В настоящее время немало акций международного терроризма направлено против лидеров стран, государственных и политических деятелей, представительств иностранных государств. Это одна из причин, заставляющая государства сотрудничать в борьбе с международным терроризмом. Одним из многочисленных международных соглашений в области такого сотрудничества государств является Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной зашитой, в том числе дипломатических агентов, одобренная в 1973 году на 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
В соответствии с резолюцией 2780 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права первоначально выработала проект статей о предотвращении и наказании за преступления против дипломатических агентов и других лиц, пользующихся международной защитой. Проект содержал 12 статей (некоторые в альтернативной разработке), которые давали определение лица, пользующегося международной защитой, перечисляли действия, являющиеся преступными согласно внутригосударственному праву стран - авторов проекта, касались механизма предупреждения преступлений, экстрадиции и наказания за их совершение, предлагали систему средств решения международных споров по поводу положений будущей конвенции.
В ходе обсуждения окончательного варианта конвенции в Шестом (правовом) комитете на 32-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН проект подвергся весьма важным изменениям и дополнениям. Появилась преамбула, в которой подчеркивается, что преступления против дипломатов и государственных деятелей создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, необходимых для сотрудничества между государствами. Тем самым совершенно правильно были выделены объект и главный предмет преступления, что в значительной степени поможет правильной квалификации того или иного акта насилия, как имеющего либо не имеющего международный характер. Уточнены статьи, определяющие предмет преступного посягательства, а также субъект преступления - физическое лицо (исполнитель) и виды преступного действия[1].
Вышеназванная конвенция в статье 1 определяет лица, которые пользуются международной защитой. Ими являются:
а) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства, согласно конституции соответствующего государства, глава правительства или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи;
б) любой представитель, или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на личность, свободу и достоинство, а также
проживающие с ним члены его семьи.
Конкретные виды должностных лиц и представителей государства в иностранном государстве, а также должностных лиц и агентов международной организации определяются на основании положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Конвенции о специальных миссиях 1969 г., Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., а также на основе положений двухсторонних конвенций о консульских сношениях, заключенных Россией с другими государствами.
В пункте 2 этой же статьи определяется и предполагаемый преступник, каковым считается лицо, в отношении которого имеются доказательства, достаточные для установления факта, что оно совершило одно или более преступлений, предусмотренных ст. 2, или участвовало в их совершении[2].
Конвенция обязывает государства наказывать лиц, преднамеренно совершивших:
- убийства, похищения или другие деяния против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;
- насильственное нападение на официальные помещения, жилые помещения или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которые могут угрожать личности или свободе последнего;
- угрозу совершения любого такого деяния;
- попытку совершения любого такого нападения и действий в качестве соучастника любого такого нападения.
На VII Конгрессе ООН (1985 г.) была принята резолюция, настоятельно призывающая все государства принять законодательные положения, которые, в случае необходимости, укрепят правовые меры, направленные против тех, кто совершает акты террористического насилия. Во исполнение данной резолюции государства еще раз пересмотрели и внесли соответствующие изменения и дополнения в национальные законодательства.
В преамбуле указанной Конвенции говорится, что преступления против дипломатических агентов и других лиц, пользующихся международной защитой, угрожают безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, необходимых для сотрудничества между государствами, а их совершение вызывает серьезное беспокойство международного сообщества. Этим обусловливается общественная опасность данного преступления и определение его места в УК Российской Федерации. Здесь же следует отметить, что, по данным П.А.Кабанова, с 1990 г. на территории РФ не зарегистрирован ни один случай совершения данного преступления[3].
Рассматриваемый состав по возможным последствиям можно определить как разновидность состава «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» (ст.277 УК). Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может привести к осложнению внутриполитической обстановки, изменить расклад сил на политической сцене государства. Совершение действий, указанных в диспозиции ст. 360 УК, может привести к аналогичным последствиям, но затрагивающим международные отношения. Ранее Дикаевым С.У. обосновывалась необходимость разделения данной статьи, ибо ее применение во всех случаях требовало доказывания цели провокации войны или осложнения международных отношений[4]. Выходило, что при наличии нападения на лиц, пользующихся международной защитой, и отсутствии специальной цели норма становилась ущербной в смысле выполнения международных обязательств России. Эти предложения нашли отражение в Федеральном Законе № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г., где нападения, совершенные с целью провокации войны или осложнения международных отношений, выведены в часть вторую.
Определяя родовой и видовой объект преступления, предусмотренного ст. 360 УК РФ, надо отметить, что родовым объектом является мир и безопасность человечества. В качестве непосредственного объекта выступает международный мир и нормальное сотрудничество между государствами.
Объективная сторона данного преступления выражается в совершении одного или нескольких следующих действий:
- в нападении на представителя иностранного государства, который пользуется международной защитой;
- в нападении на представителя международной организации, пользующейся международной защитой;
- в нападении на служебное или жилое помещение лица, пользующегося международной защитой.
Под нападением понимаются внезапные для потерпевшего лица, пользующегося международной защитой, и его телохранителей агрессивные действия виновного, которые соединены с насилием или угрозой применения насилия. Нападение и непосредственно следующее за ним насилие или угроза составляют органическое единство двух неразрывных агрессивных актов, субъективно объединенных единой целью - провокация войны или осложнение международных отношений.
Говоря о нападении, физическом насилии как о признаке рассматриваемого состава преступления, его следует определять как «опасное для жизни или здоровья». При этом для оконченного состава вовсе не обязательно фактическое причинение какого-либо вреда здоровью, поскольку это выходит за рамки данного состава. В случаях, когда нападение на такое лицо повлекло его смерть либо причинен разной тяжести вред здоровью, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений. Аналогично требуется совокупность преступлений и тогда, когда результатом нападения становится похищение лица, пользующегося международной защитой, захват его в качестве заложника, лишение его свободы и т.д.
Нападение может выражаться в посягательстве на физическую неприкосновенность лица, совершенном любыми активными действиями. Как нападение следует рассматривать и случаи противозаконного проникновения виновного в служебное или иное помещение лица с целью совершения какой-либо акции протеста (учинение погрома, поджога, выдвижение каких- либо требований и т.п.).
Служебное помещение - это официально обозначенное помещение, в котором осуществляется служебная деятельность представителей. Это помещение должно иметь специальный указатель на его принадлежность и должно быть специально зарегистрировано для этих целей. К служебному помещению могут быть отнесены, например, здание посольства, помещение консульства, офис международной организации и др.
Жилое помещение - это помещение, где проживает представитель иностранного государства или международной организации или его семья. Им может быть номер в гостинице, отдельно стоящий дом, коттедж, комната или квартира в многоэтажном доме и т.д. Собственником жилого помещения может быть любое физическое или юридическое лицо. Главное, чтобы лицо, пользующееся международной защитой, постоянно или временно проживало в этом помещении и было зарегистрировано в качестве проживающего именно здесь.
Транспортное средство лица, пользующегося международной защитой, - это частное или служебное средство передвижения, которым данное лицо постоянно или временно пользуется. Им может быть легковой или грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл, самолет, вертолет, морское или речное судно и др. Для квалификации преступления по рассматриваемой статье необходимо обязательно установить, что соответствующее транспортное средство, подвергшееся нападению, находится во владении или пользовании лица.
Субъективная сторона части 2 ст. 360 УК характеризуется прямым умыслом, направленным на совершение указанных в диспозиции статьи действий, и специальной целью провокации войны или осложнения международной обстановки. При этом не имеет значения, удалось ли виновному достигнуть указанные в законе цели или нет.
Совершая нападение на объекты международной защиты, виновный стремится создать такие условия в объективной действительности, которые могут провоцировать войну, то есть создают реальную и наличную опасность начала военных действий между государствами. В случае, когда нападение сопровождается пропагандой агрессивной войны, то такие действия необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 360 и 353 УК.
Осложнение международных отношений может выражаться в разрыве дипломатических отношений, в высылке дипломатов из страны, прекращении важных переговоров, отказе в заключении межгосударственных договоров, объявлении разного рода эмбарго и т.д.
При отсутствии указанных целей действия лица подлежат квалификации по части 1 данной статьи.
[1] Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1919. С. 72.
[2] Международное право в документах. М., 1982. С. 409-415.
[3] Кабанов П.А. Понятие и криминологическая характеристика политической преступности // Следователь. 1999. № 4. С. 32.
[4] Дикаев С.У. Уголовная ответственность за терроризм. Уфа, 2000.