Квалификация преступлений, посягающих на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой

Купцов В.А.

Чебоксарский кооперативный институт РУК

г. Чебоксары, Чувашская республика

 

 

В настоящее время немало акций международного терроризма направлено против лидеров стран, государственных и политических деятелей, представительств иностранных государств. Это одна из причин, заставляющая государства сотрудни­чать в борьбе с международным терроризмом. Одним из многочисленных междуна­родных соглашений в области такого сотрудничества государств является Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся междуна­родной зашитой, в том числе дипломатических агентов, одобренная в 1973 году на 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В соответствии с резолюцией 2780 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН Ко­миссия международного права первоначально выработала проект статей о предот­вращении и наказании за преступления против дипломатических агентов и других лиц, пользующихся международной защитой. Проект содержал 12 статей (некоторые в альтернативной разработке), которые давали определение лица, пользующегося ме­ждународной защитой, перечисляли действия, являющиеся преступными согласно внутригосударственному праву стран - авторов проекта, касались механизма преду­преждения преступлений, экстрадиции и наказания за их совершение, предлагали систему средств решения международных споров по поводу положений будущей конвенции.

В ходе обсуждения окончательного варианта конвенции в Шестом (правовом) комитете на 32-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН проект подвергся весьма важ­ным изменениям и дополнениям. Появилась преамбула, в которой подчеркивается, что преступления против дипломатов и государственных деятелей создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, необходимых для со­трудничества между государствами. Тем самым совершенно правильно были выделе­ны объект и главный предмет преступления, что в значительной степени поможет правильной квалификации того или иного акта насилия, как имеющего либо не имеющего международный характер. Уточнены статьи, определяющие предмет преступного посягательства, а также субъект преступления - физическое лицо (ис­полнитель) и виды преступного действия[1].

Вышеназванная конвенция в статье 1 определяет лица, которые пользуются международной защитой. Ими являются:

а) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выпол­няющего функции главы государства, согласно конституции соответствующего госу­дарства, глава правительства или министр иностранных дел, находящиеся в ино­странном государстве, а также сопровождающие члены его семьи;

б) любой представитель, или должностное лицо государства, или любое долж­ностное лицо, или агент межправительственной международной организации, кото­рый во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помеще­ния или транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специ­альную защиту от любого нападения на личность, свободу и достоинство, а также
проживающие с ним члены его семьи.

Конкретные виды должностных лиц и представителей государства в иностран­ном государстве, а также должностных лиц и агентов международной организации определяются на основании положений Венской конвенции о дипломатических сно­шениях 1961 г., Конвенции о специальных миссиях 1969 г., Конвенции о представи­тельстве государств в их отношениях с международными организациями универсаль­ного характера 1975 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Вен­ской конвенции о консульских сношениях 1963 г., а также на основе положений двухсторонних конвенций о консульских сношениях, заключенных Россией с дру­гими государствами.

В пункте 2 этой же статьи определяется и предполагаемый преступник, како­вым считается лицо, в отношении которого имеются доказательства, достаточные для установления факта, что оно совершило одно или более преступлений, предусмот­ренных ст. 2, или участвовало в их совершении[2].

Конвенция обязывает государства наказывать лиц, преднамеренно совершив­ших:

- убийства,  похищения или другие деяния против личности или свободы ли­ца, пользующегося международной защитой;

- насильственное нападение на официальные помещения, жилые помещения или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которые могут угрожать личности или свободе последнего;

- угрозу совершения любого такого деяния;

- попытку совершения любого такого нападения и действий в качестве соуча­стника любого такого нападения.

На VII Конгрессе ООН (1985 г.) была принята резолюция, настоятельно при­зывающая все государства принять законодательные положения, которые, в случае необходимости, укрепят правовые меры, направленные против тех, кто совершает ак­ты террористического насилия. Во исполнение данной резолюции государства еще раз пересмотрели и внесли соответствующие изменения и дополнения в националь­ные законодательства.

В преамбуле указанной Конвенции говорится, что преступления против ди­пломатических агентов и других лиц, пользующихся международной защитой, угро­жают безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, необходимых для сотрудничества между государствами, а их совершение вызывает серьезное беспокойство международного сообщества. Этим обусловливается общественная опасность данного преступления и определение его места в УК Российской Федерации. Здесь же следует отметить, что, по данным П.А.Кабанова, с 1990 г. на территории РФ не зарегистрирован ни один случай совершения данного преступления[3].

Рассматриваемый состав по возможным последствиям можно определить как разновидность состава «посягательство на жизнь государственного или общественно­го деятеля» (ст.277 УК). Посягательство на жизнь государственного или обществен­ного деятеля может привести к осложнению внутриполитической обстановки, изме­нить расклад сил на политической сцене государства. Совершение действий, указан­ных в диспозиции ст. 360 УК, может привести к аналогичным последствиям, но затра­гивающим международные отношения. Ранее Дикаевым С.У. обосновывалась необходимость разделения данной статьи, ибо ее применение во всех случаях требовало доказывания цели провокации войны или осложнения международных отношений[4]. Выходило, что при наличии нападения на лиц, пользующихся международной защитой, и отсутствии специальной цели норма становилась ущербной в смысле выполнения международ­ных обязательств России. Эти предложения нашли отражение в Федеральном Законе № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г., где нападения, совершенные с целью провокации вой­ны или осложнения международных отношений, выведены в часть вторую.

Определяя родовой и видовой объект преступления, предусмотренного ст. 360 УК РФ, надо отметить, что родовым объектом является мир и безопасность челове­чества. В качестве непосредственного объекта выступает международный мир и нор­мальное сотрудничество между государствами.

Объективная сторона данного преступления выражается в совершении одного или нескольких следующих действий:

- в нападении на представителя иностранного государства, который пользует­ся международной защитой;

- в нападении на представителя международной организации, пользующейся международной защитой;

- в нападении на служебное или жилое помещение лица, пользующегося меж­дународной защитой.

Под нападением понимаются внезапные для потерпевшего лица, пользующего­ся международной защитой, и его телохранителей агрессивные действия виновного, которые соединены с насилием или угрозой применения насилия. Нападение и непо­средственно следующее за ним насилие или угроза составляют органическое единст­во двух неразрывных агрессивных актов, субъективно объединенных единой целью - провокация войны или осложнение международных отношений.

Говоря о нападении, физическом насилии как о признаке рассматриваемого со­става преступления, его следует определять как «опасное для жизни или здоровья». При этом для оконченного состава вовсе не обязательно фактическое причинение ка­кого-либо вреда здоровью, поскольку это выходит за рамки данного состава. В слу­чаях, когда нападение на такое лицо повлекло его смерть либо причинен разной тя­жести вред здоровью, то содеянное следует квалифицировать по совокупности пре­ступлений. Аналогично требуется совокупность преступлений и тогда, когда резуль­татом нападения становится похищение лица, пользующегося международной защи­той, захват его в качестве заложника, лишение его свободы и т.д.

Нападение может выражаться в посягательстве на физическую неприкосновен­ность лица, совершенном любыми активными действиями. Как нападение следует рассматривать и случаи противозаконного проникновения виновного в служебное или иное помещение лица с целью совершения какой-либо акции протеста (учинение погрома, поджога, выдвижение каких- либо требований и т.п.).

Служебное помещение - это официально обозначенное помещение, в кото­ром осуществляется служебная деятельность представителей. Это помещение должно иметь специальный указатель на его принадлежность и должно быть специально за­регистрировано для этих целей. К служебному помещению могут быть отнесены, на­пример, здание посольства, помещение консульства, офис международной организа­ции и др.

Жилое помещение - это помещение, где проживает представитель иностран­ного государства или международной организации или его семья. Им может быть но­мер в гостинице, отдельно стоящий дом, коттедж, комната или квартира в много­этажном доме и т.д. Собственником жилого помещения может быть любое физиче­ское или юридическое лицо. Главное, чтобы лицо, пользующееся международной за­щитой, постоянно или временно проживало в этом помещении и было зарегистриро­вано в качестве проживающего именно здесь.

Транспортное средство лица, пользующегося международной защитой, - это частное или служебное средство передвижения, которым данное лицо постоянно или временно пользуется. Им может быть легковой или грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл, самолет, вертолет, морское или речное судно и др. Для квалификации пре­ступления по рассматриваемой статье необходимо обязательно установить, что соот­ветствующее транспортное средство, подвергшееся нападению, находится во владе­нии или пользовании лица.

Субъективная сторона части 2 ст. 360 УК характеризуется прямым умыслом, направленным на совершение указанных в диспозиции статьи действий, и специаль­ной целью провокации войны или осложнения международной обстановки. При этом не имеет значения, удалось ли виновному достигнуть указанные в законе цели или нет.

Совершая нападение на объекты международной защиты, виновный стремится создать такие условия в объективной действительности, которые могут провоциро­вать войну, то есть создают реальную и наличную опасность начала военных дейст­вий между государствами. В случае, когда нападение сопровождается пропагандой агрессивной войны, то такие действия необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 360 и 353 УК.

Осложнение международных отношений может выражаться в разрыве дипло­матических отношений, в высылке дипломатов из страны, прекращении важных пере­говоров, отказе в заключении  межгосударственных договоров, объявлении разного рода эмбарго и т.д.

При отсутствии указанных целей действия лица подлежат квалификации по части 1 данной статьи.



[1] Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1919. С. 72.

[2] Международное право в документах. М., 1982. С. 409-415.

[3] Кабанов П.А. Понятие и криминологическая характеристика политической преступности // Следователь. 1999. № 4. С. 32.

[4] Дикаев С.У. Уголовная ответственность за терроризм. Уфа, 2000.