ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ

Золина Ю.А.

МБУ Центр «Росток»

Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола

 

На данный момент, статистика показывает, что количество детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) неуклонно растет. Дети этой категории,  зачастую обучаются в общеобразовательных группах. Сама идея обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками стара как мир. Спорить о целесообразности инклюзивного обучения можно бесконечно.  Но, следует признать, что педагоги, обучающие детей с РАС в общеобразовательных группах, сталкиваются с определенными трудностями (психологическая неготовность принятия ребенка с РАС, несовершенность материально-технической базы, недостаточный уровень готовности педагогов к работе с детьми данной категории). При работе с детьми с РАС необходимо владеть эффективными методами и приемами и учитывать особенности данной категории.

Аутизм-нарушение психического развития, которое характеризуется дефицитарностью аффективной сферы. Такой ребенок может впадать в аффективное состояние по самым незначительным причинам (шум, запах духов, яркая одежда и т.д.). Зачастую педагог и другие участники образовательного процесса не готовы к таким проявлениям и не владеют методами и приемами снятия подобного поведения. Для того, чтобы корректировать нежелательное поведение ребенка - аутиста, необходимо тщательно его анализировать (что спровоцировало поведение, чего ребенок хочет добиться таким поведением, как педагог реагирует на поведение). Как правило, поведение ребенка несет в себе следующие функции:

- добиться желаемого (игрушка, планшет и т.д.);

- избегание неприятного (длинных занятий, трудных заданий);

- привлечение внимания.

Исходя из причины поведения ребенка, вы сможете его скорректировать.

         Основной чертой ребенка с аутизмом является нарушение коммуникативной сферы и трудности установления взаимоотношений со взрослым и сверстниками. От общения с другими людьми  ребенок  может быстро перегружаться и  проявлять аффективные вспышки. Поэтому при обучении ребенка с РАС в общеобразовательной группе необходимо преобладание индивидуальных форм взаимодействия над групповыми. Для аутистов с ярковыраженной аутистической симптоматикой в начале посещения дошкольного учреждения наилучшим вариантом будет посещение неполного дня. Специалисты образовательной организации должны в первую очередь провести индивидуальную коррекционно-развивающую работу с ребенком по подготовке к дозированному введению в группу и увеличению времени пребывания в ней, при отсутствии негативных поведенческих реакций. На первых порах, при введении в коллектив, возможно присутствие с ребенком значимого взрослого. При переутомлении ребенка, возможно его выведение из коллектива в сенсорную комнату для снятия психоэмоционального напряжения и профилактики нежелательного поведения.

         Для того, чтобы скорректировать поведение ребенка аутиста, следует подкреплять его желаемое поведение и игнорировать нежелательное (крик, валяние на полу и т.д.). Если ребенок  обладает ярковыраженной аутистической симптоматикой, то подкреплять желаемое поведение такого ребенка следует стимулами низкого уровня (пища). Когда ребенок по своему развитию перейдет на более высокий уровень, то и стимулы, подкрепляющие его желаемое поведение стоит поменять на социально значимые (желанная игрушка, похвала, поглаживание и т.д.). Также с детьми аутистами более высокого уровня развития в качестве подкрепления можно использовать жетонную систему.

         Часто неговорящий ребенок – аутист проявляет нежелательное поведения из-за отсутствия коммуникации с педагогом. В данной ситуации необходимо обучить ребенка альтернативным способам общения (мимика, жесты, визуальные подсказки, карточки PECS).

         У ребенка аутиста усвоение образовательного материала происходит более эффективно с опорой на зрительный материал и через визуальные подсказки (визуальное расписание, социальные истории и т.д.). Для стабилизации эмоционального фона ребенка на занятии следует обозначить его границы.  Для этого следует использовать доску «Сейчас-потом». Как правило, наглядно видя конечность занятия ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее.

         Дети с РАС, обучающиеся в общеобразовательных группах, нуждаются в создании специальных условий, для успешного усвоения программного материала. Но основным условием эффективности коррекционно-развивающей работы является слаженная деятельность специалистов образовательной организации, их психологическая готовность и стремление к  самообразованию.

Список литературы:

  1. Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом.  Учебно-методическое пособие/Под общ. ред.  Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова М.: РУДН, 2007. -36с.
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук.- СПб.: Речь, 2006.- 400с.
  3. Развитие речи у аутичных детей. Л.Г. Нуриева, Электронная библиотека.
  4. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / C.C. Морозова.- М.: Владос, 2007.- 103с.
  5. Манелис Н.Г. Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррон Л. М. Организация работы с родителями детей с расстройством аутистического спектра. Методическое пособие/ Под общ. ред. А.В. Хаустова М.:ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.- 94 с.