Особенности гендерной политики в СССР

Турова К.Д.,

Государственный морской

университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова,

г. Новороссийск

 

В современном мире важное место занимает гармоничное развитие личности. Но принадлежность к определенному полу (биологически) возлагает на человека определенные стереотипы такие как: поведение, цели, характер, возможности, образ жизни и т.д., которые не всегда присущи индивиду. То есть, гендерный стереотип составляется по сути не из того, родился ли ты мужчиной или женщиной, а из навязываемого нам исторически поведения. Современное поколение должно жить так, как жили наши предки, по тем же правилам поведения и ведением того же образа жизни. Но люди развиваются и социальные отношения не стоят на месте. И чем больше человечество живет, тем дальше заходит прогресс. В 20е годы началось зарождение падения стереотипов о женщинах и мужчинах. На современном этапе общества мы уже видим огромнейший результат в этой области. Ведь все стереотипы подвержены изменениям, которые и произошли в общественном сознании. А сама проблема гендерных взаимоотношений является одной из актуальных в современном мире. Доказательством в подтверждение такого заявления является статья Конституции о положениях женщин и мужчин: "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

Положение женщин в предсоветский период определялось конкретным стереотипом поведения, женщинам нельзя было переступать за грань допустимой системы социальных и политических взаимодействий, которые навязывала на тот момент историческая память. Но все коренным образом поменялось, затронув и женщин, и мужчин одновременно. С момента наступления советской власти, пересмотра гендерной политики, когда взаимоотношения между полами стали основной задачей государства. Главной ступенью в политике СССР стало создание «новой женщины» и «нового мужчины», новых отношений между полами, внедрение женщин в политику и общественное производство, государственный контроль семьи, появился свежий взгляд на такие понятия как женственность и мужественность. Рассматривая гендерные отношения, затрагиваются: культурные ценности, семья, гендерные стереотипы, пол и социальные нормы.

Гендер -  это процесс формирование обществом женских и мужских ролей, т.е. их противопоставление друг другу.

С конца 1917 г. по 1920 г., происходил процесс «рассемеивания» женщин и их политической мобилизации. Инициаторами такого движения были большевики, они хотели посредством женщин увеличить рабочую силу, но женщины не только не хотели этого, они в силу своей неграмотности и отсталости в этой сфере, отказывались вступать в партии и следовать лозунгам. Женщинам была чужда эта сторона медали, и они оставались политически пассивными. Женщины становились отсталым элементом, потому что привыкли к роли матери и хранительницы очага, а новое движение приводило их в ступор, ведь оно было далеко от укладов традиционной семьи.

Именно поэтому были созданы «женские отделы», «женсоветы», где велась огромная работа: агитация, обучение женщин публичной сфере, делегирование женщин, защита интересов женщин и внедрение коммунистических идей в их сознание. Девушки, которые не хотели вступать в такие ряды, жестко осуждались, ведь женщины должны были быть «политически мобилизованы» в нужном направлении, стать советскими гражданками, разделяющими идейные установки, быть «худыми и изнемогающими, чтобы не отвлекать людей от взаимного коммунизма». Но все это стремление к равноправию было больше юридически, чем фактически. Ленин говорил о том, что ни одно государство и ни одно демократическое законодательство «не сделало для женщин и половины того, что сделала советская власть в первые же месяцы своего существования», но по факту это выразилось лишь в праве женщин голосовать. Место женщин в высших и местных органах оставалось на самом низу. Для изменения такого положения были приняты декреты «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака», где говорилось, что желающие вступить в брак должны подать заявление в отдел записей браков, церковный брак является желанием частным и не обязательным, брачующиеся могут взять фамилию мужа либо жены или же соединить их фамилии, брак можно легко расторгнуть и желание вступить в брак должно быть добровольным решением обоих брачующихся. Что касается детей, то рожденные вне брака приравниваются к рожденным в браке. То есть, закреплено равенство мужчин и женщин в сфере брака и семьи, установлен моногамный брак, развод устанавливался по просьбе супругов или одного из них, при наличии детей, отец должен был выплачивать алименты и содержать жену, устанавливалась процедура признания отцом внебрачных детей, чей отец не был известен, по заявлению матери. Женщины становились равноправными членами общества и находились под защитой государства. Появились женщины государственные деятели и дипломатки. Первой женщиной министром в истории СССР стала Александра Коллонтай, она создала теорию стакана воды (женщина не должна тратить время на построение семьи и создание домашнего очага, она должна посвятить себя работе и благоустройству своего будущего, работать во благо страны и, чтобы не отвлекаться на любовь, она должна удовлетворять свои базовые потребности и, отторгаясь от чувств, продолжать строить карьеру). Александра считала, что дети и муж - это обуза женщины, именно поэтому у общества есть потребность в создании детских садов, куда можно отвести ребенка пока коммунистки будут заниматься действительно важными задачами. Делегатки стали получать 16ти недельный декретный отпуск, равную и даже выше заработную плату с мужчиной, кормящие матери не работали больше 4 дней в неделю, создавались коммунальные дома, места общественного питания, центральные прачечные, одним словом все, что помогало облегчить домашний труд и освободить больше времени для общественного.

Все больше и больше увеличивалось количество работающих женщин, что ослабляло экономическую зависимость от мужчин. Именно этот факт усиливал уверенность и понимание в необходимости борьбы за свои права. Старые устои уходили в небытие и если раньше женский пол можно было описать поговоркой: «курица - не птица, женщина - не человек», то СССР положило начало новому пути, где все решения принимались не только мужчинами, но и с одобрения женщин.

В конце 20х годов женщины стали восприниматься как бесполый человек, хорошая рабочая сила и способ пополнения человечества – «работающая мать». Произошла ликвидация женотделов и женсоветов, которые якобы сделали свое дело. Слабый пол стал овладевать мужскими профессиями: столярничество, трактористами, летчиками, водителями общественного транспорта, строителями. У женщин совсем не осталось времени для работы по дому и воспитанию своих детей, возрастало количество постоянных разводов, матери-одиночки оставались без алиментов, для сохранения и поддержания семей государство разрешало развод только через суд. Девушки жили в домах-коммунах, где соседки помогали друг другу и становились сплоченным коллективом. Появилась профессия домохозяйки. Коммунистки, что были вынуждены переселяться из деревень в города, устраивались ухаживать за домами и детьми. Была введена паспортная система и система прописки. Женщинам был запрещен аборт в связи с вольным поведением, для снижения рождаемости.

Появилось движение общественниц, они пропагандировали гендерную политику и говорили о том, что женщина является опорой для мужчины, семьи и государства.

В Великую Отечественную Войну женский пол стал занимать высшие должности, на которые до этого не принимались, потому что они тяжелые и вредные, такие как: начальник цеха, производства. Это происходило в связи с тем, что все мужчины уходили на фронт и не оставалось нужной рабочей силы. Но по истечении войны женщины были вытеснены со своих позиций и в этот же период возросла ценность мужчин, которых на всех не хватало. Но и тут не обошлось без женской силы, появилось равноправие между востребованностью рабочей силы полов. Коммунистки более-менее стали заниматься женственной работой: шили, готовили, организовывали быт, доставляли товар, помогали восстановиться стране и мужской части населения.

В этап перестройки государство продолжало регулировать деятельность женщин, но в этот период произошел небольшой, но очень значимый, в какой-то мере, возврат к традиционной форме семьи, восстановление частной жизни, семейных взаимоотношений. Был отменен запрет на аборты в связи с нуждой в репродукции, но теперь он считался «наказанием» за то, что девушка не хотела выполнять обязанности, налагаемые на нее долгом перед Родиной и семьей, женщинам и медицине присуждался всецело контроль над рождаемостью. Опорой любой семьи становилась меж-поколенная связь, часто зарождающаяся семья жила с родителями девушки для того, чтобы бабушки воспитывали детей, когда матери были заняты работой. В период оттепели мать, воспитывающая детей, была скорее исключением, чем правилом. Оказывалась помощь разведенным женщинам и матерям-одиночкам. Стимулировалось дето-рождаемость увеличением льгот беременным и матерям. В этот период становился популярным термин «работница-мать» т.е. происходил процесс возвращения женщины в семью путем развития сферы услуг, усиления механизации домашнего хозяйства, ограничение участия женщины в публичной сфере, происходила натурализация предназначения женской роли - материнства. Женщины-работницы уделяли домашнему хозяйству в 2 раза больше времени, и оно становилось для них как бы второй рабочей сменой. В этот период мужчины стали подвержены ранней смертности, алкоголизму и нерепродуктивности, существовали лозунги: «Берегите мужчин!». И из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на хрупкие женские плечи легло тяжелое бремя ответственности за здоровье и жизнь себя, ребенка и мужа.

В 1980х годах тотальный контроль государства над частной жизнью утрачивается. Происходит ориентация на поздние браки, снижение рождаемости, малодетные семьи. Государство прилагало огромные усилия к воссозданию рождаемости путем ограждения женщин от самореализации и внедрения их инициатив в воспитательные функции дома. Появились новые гендерные роли, понятия женственности и мужественности, новые лица, пропагандирующие гендерные понятия и его производство. Гендерный порядок становился изменчивым и противоречивым, государство хотело возродить традиционность и в то же время вынуждено было существовать понятие матери-работницы.

Мы считаем, что гендерная политика СССР прошла недаром, благодаря ей, женщины перестали быть объектом всеобщего неуважения. «Слабый пол» оказался не таким уж слабым, раз сумел дать фору мужчинам и во многом превзойти их. Впредь, никто уже не сможет сказать, что женщины ни на что не способны. Благодаря политике СССР, девушки смогли перебороть свой страх, переступить черту дозволенного и найти свое место и предназначение.