ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ВОСПРИНИМАЕМОГО СТРЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Лукашев А.И.

Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», Магистрант первого курса

Республика Беларусь, город Гомель

 

Стресс – неотъемлемая часть жизни современного человека. Ритм жизни эпохи постиндустриального общества накладывает повышенные требования к  личности, и стремление этим требованиям соответствовать приводит к повышенному переживанию стресса. Выделяют биологический и психологический стресс. Основоположник биологического подхода – Г. Селье дал следующее определение стрессу. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [1]. Это значит, что стресс возникает на любое требование окружающей среды, вне зависимости от характеристик этих требований. Та реакция организма, которая возникает и при давлении руководителя на подчиненного, и при нападении хищного зверя, как раз и является стрессом. Физиологический стресс вызывается стрессовыми ситуациями, а именно тяжелой работой, болью, испугом, унижением, потерей близкого человека, конфликтами и т.д. Под психологическим стрессом имеется в виду нечто иное. Психологический стресс зависит в основном от осознания человеком своей ответственности за себя и стрессовое событие, своего отношения к нему, т.е. от когнитивных процессов [2, с. 142]. Однако сложно встретить лишь физиологический или лишь психологический стресс, чаще мы видим, что оба вида стресса проявляются, дополняя друг друга. Но, именно психологический стресс наиболее подвержен произвольной регуляции.

Для того чтобы успешно функционировать, людям необходимо как-то со стрессом совладать. От этого во многом зависит уровень его психологической адаптации. Психологическая адаптация – это приспособление к условиям жизни и жизнедеятельности, адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах [3, с. 152]. Психологическая адаптация – важный фактор успешности личности. Если же человек не смог в полной мере адаптироваться к среде, то результатом может стать расстройство адаптации.

Расстройство адаптации или расстройство приспособительных реакций является одним из самых распространенных психических расстройств во всем мире, однако в Беларуси оно редко диагностируется. По определению МКБ-11 расстройство адаптации – это неадаптивная реакция на определенный психосоциальный стрессор или множественные стрессоры (развод, болезнь или инвалидность, социально-экономические проблемы, конфликты дома или на работе), которая обычно возникает в течение месяца после стрессора. Расстройство характеризуется: 1) обеспокоенностью стрессором или его последствиями, включая чрезмерное беспокойство, повторяющиеся и тревожные мысли о стрессоре, или постоянные размышления о его последствиях, а также 2) неспособностью адаптироваться к стрессору, который вызывает значительные нарушения в личной, семейной жизни, социальных, образовательных, профессиональных или других важных областях функционирования человека. Симптомы не обладают достаточной специфичностью или серьезностью, чтобы оправдать диагноз другого психического или поведенческого расстройства, и обычно проходят в течение 6 месяцев, если стрессор не сохраняется в течение более длительного периода времени [4].

Но почему одни люди, даже переживая ужасные стрессовые события, такие как смерть близкого человека, увольнение или разлуку, способны оставаться высокоадаптивными, а кто-то, и вследствие незначительных стрессовых событий, реагирует на воздействия внешнего мира неадекватно? Можно уверенно утверждать, что дело как раз в способности человека совладать с воспринимаемым стрессом. Люди по-разному реагируют на стресс. Кто-то предпочитает слушать музыку, кто-то жалуется друзьям, кто-то, в конце концов, стремится разрешить проблему, которая порождает стресс.

В процессе регуляции эмоционального состояния важнейшую роль имеют именно механизмы когнитивной регуляции эмоций. Именно наш образ мыслей и конкретные размышления предопределяют будущие действия и оказывают непосредственное влияние на эмоциональное состояние организма. Когнитивная регуляция эмоций – это регуляция эмоций при помощи когниций, позволяющая контролировать эмоции, находящиеся под воздействием стрессовых событий [5, с. 65]. Н. Гарневски и В. Крайг выделяют девять стратегий когнитивной регуляции эмоций:

1. Самообвинение (self blame) – мысленное возложение вины за переживаемое событие на субъекта;

2. Обвинение (обвинение других; blaming others) – мысленное возложение вины за испытываемое на другого человека или окружающую среду;

3. Принятие (acceptance) – мысленное принятие и примирение с произошедшим;

4. Перефокусировка на планирование (refocus on planning) – размышление о способах справиться с событием;

5. Положительная перефокусировка (positive refocusing) – обращение к мыслям о радостных и приятных событиях, вместо обдумывания стрессового;

6. Сосредоточение (руминация или концентрация на мыслях; rumination or focus on thought) – обдумывание чувств и мыслей связанных с событием;

7. Позитивный пересмотр (positive reappraisal) – мысли о позитивной значимости события для личностного роста;

8. Помещение в перспективу (putting into perspective) – мысли, преуменьшающие серьезность события или подчеркивающие его относительность по сравнению с другими событиями;

9. Катастрофизация (catastrophizing) – мысленное преувеличение ущерба от события [5, с. 65; 6, с. 1314-1316].

Ряд исследований показал, что некоторые из этих стратегий, а именно самообвинение, обвинение, сосредоточение и катастрофизация, связанны с депрессией и другими психическими расстройствами [7; 8; 9; 10]. В то время как другие, т. е. принятие, перефокусировка на планирование и позитивный пересмотр, связаны с оптимизмом, чувством собственного достоинства и низкой тревожностью [11].

Какие из стратегий когнитивной регуляции эмоций снижают уровень дезадаптации в стрессовых ситуациях, позволит установить дальнейшее исследование с использованием опросников «Когнитивная регуляция эмоций» (CERQ) и Adjustment Disorder –New Module 8 (ADNM-8). CERQ разработан Н. Гарневски и В. Крайг и адаптирован на русский язык О. Л. Писаревой и А. Гриценко. Он направлен на выявление стратегий когнитивной регуляции эмоций. Опросник Adjustment Disorder –New Module 8 (ADNM-8) проходит процесс адаптации. Опросник направлен на выявление степени выраженности симптомов расстройства адаптации [12].

Литература

1. Селье, Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.

2. Юнусова, С.Г. Стресс. Биологический и психологический аспекты / С.Г. Юнусова, А.Н. Розенталь, Т.В. Балтина // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки. – 2008. – №3. – С. 139-150.

3. Тюрина, Н.В. Понятие адаптации в современной психологии / Н.В. Тюрина // Вестник АГТУ. – 2007. – №5. – С. 152-157.

4. 6B43 Adjustment disorder [Электронный ресурс]: электрон. данные. – ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (December 2018), 22 декабря 2018. – Режим доступа: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/entity/264310751 (свободный доступ). – Дата доступа:15.02.2018.

5. Писарева, О.Л. Когнитивная регуляция эмоций / О.Л. Писарева, А. Гриценко // Философия и социальные науки: Научный журнал. – 2011. – №2. – С. 64-69.

6. Garnefski, N. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems / N. Garnefski, V. Kraaij, Ph. Spinhoven // Personality and Individual Differences. – 2001. – №30. – С. 1311-1327.

7. Anderson, C. A. Behavioral and characterological styles as predictors of depression and loneliness: review, refinement, and test / C. A. Anderson, [et al.] // J. of Personality and Social Psychology. – 1994. – Vol. 66, No 3. – С. 549–558.

8. Nolen-Hoeksema, S. Ruminative coping with depressed mood following loss / S. Nolen-Hoeksema, L.E. Parker, J. Larson // J. of Personality and Social Psychology. – 1994. – Vol. 67. – С. 92-104 .

9. Sullivman, M. J. L. The Pain Catastrophizing Scale: devel-opment and validation / M. J. L. Sullivan, S. R. Bishop, J. Pivik // Psychology Assesment. – 1995. – No 7. – С. 524–532.

10. Тennen, H. Blaming others for threatening events / H. Тennen, G. Affleck // Psychological Bulletin. – 1990. – Vol. 108 . – С. 209– 232.

11. Carver, C. S. Assessing coping strategies: a theoretically based approach / C. S. Carver, M. F. Scheier, J. K. Weintraub // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. С. 267–283.

12. Kazlauskas, E. A Brief Measure of the International Classification of Diseases-11 Adjustment Disorder: Investigation of Psychometric Properties in an Adult Help-Seeking Sample / E. Kazlauskas, G. Gegieckaite, J. Eimontas, P. Zelviene, A. Maercker // Psychopathology, 51. – № 1. – 2018. – С.1–6.