Особенности переживания утраты в ранней взрослости

Кулаженко Е.С.,

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины,

Республика Беларусь, г. Гомель

Одним из самых таинственных проявлений душевной жизни человека считается переживание утраты, которое является формой реакции на различные жизненные моменты.

Утрата – потеря личностно-значимой ценности, объекта или человека. Утрата может быть временной или постоянной, реальной или воображаемой, физической или психологической.

Станибула С.А. в своих работах подчеркивал влияние привязанности на феноменологию переживания утраты [1, 2].

Ф. Василюк писал, что утрата – это процесс переживания кризисных острых ситуаций. Термин используется для обозначения резко негативной реакции личности на ситуации расставания, разрушения жизненных связей, смерти, утраты значимых объектов [3].

Переживание – это способ освоения и осмысления событий, преодоления последствий психологической травмы. Этот процесс движется во времени и имеет динамические характеристики: начало и окончание, несколько стадий, сложную уровневую природу.

Утрата близкого человека – это огромный стресс, при котором происходит переоценка ценностей, переосмысление многих событий жизни. В этот период человек испытывает множеств негативных эмоций, становится очень уязвимым и требует внешнего внимания со стороны окружающих. При этом существуют особые, опасные периоды, когда боль ощущается наиболее остро.

Не каждый человек знает, как именно правильно справляться с потерями значимых людей. Если переживание утраты затягивается на более длительный срок, то это может привести к негативному психическому состоянию, вызвать депрессию, с которой человек без помощи специалиста самостоятельно не справится.

В психологии переживаниями утраты занимались: К. Абрахам, З. Фрейд, В. Франкл, Дж. Тэйтелбаум, Э. Линдеманн, С. Грофф, Дж. Боулби, Дж. Поллок, И. Ялом, В. Волк, Ф.Е. Василюк,  Е.В. Лопухина, Б. Дейтс, Л.А. Пергаменщик.

По мнению Р. Моуди и Д. Аркэнджел «переживание утраты – это не эмоции, а процесс, вовлекающий различные чувства»: одиночество, гнев, беспокойство, паника, депрессия, страх, сожаление, подавленность, стыд, зависть, любовь. А также чувства, отражающие процессуальную сторону переживания утраты: утешение, смирение или принятие [4, с. 91].

Ранняя взрослость – это возрастной период, который продолжается от поздней юности до ранней зрелости, и который формально обозначает начало взрослой жизни. По Э. Эриксону, данная стадия охватывает возраст от 20 до 40-45 лет. В ранней взрослости у человека сформированы практически все структуры, необходимые для активного взаимодействия с социальным миром [5].

Переживание утраты в ранней взрослости – это способ осмысления событий, связанных с потерей человека. Процесс переживания утраты движется во времени и имеет свои особенные характеристики.

С уходом из жизни близкого человека, потерявший сталкивается с новой реальностью, в которой нет ушедшего и ему необходимо осознать это и привыкнуть к новой обстановке.

Так как ранняя взрослость охватывает достаточно большой возрастной промежуток, то чем старше человек, тем больше вероятность того, что он может потерять в результате смерти дорогого для себя человека. Для каждого такая потеря является тяжелой утратой. Потеряв близкого, человек реагирует на это скорбью. В литературе скорбь называют трауром.

Траур – это глубокая скорбь по умершему, форма внешнего выражения переживаний по случаю смерти близких и дорогих людей.

Первой реакцией на переживание утраты близкого человека является шок и оцепенение, человек не хочет верить в утрату своего близкого, говорит о нем в настоящем времени, предпринимает попытки все изменить, хотя уже поздно.

У потерявшего возможно нарушение сна, раздражительность, снижается концентрация внимания. Возникает потеря интереса к новостям, событиям, происходящим с близкими. Человек может проводить весь день плача, нередко возникают суицидальные мысли.

Основными эмоциональными проявлениями в период ранней взрослости на утрату являются: гнев на других, на себя, на окружающий мир за то, что не предотвратили потерю.

Не обходится в этом возрасте переживание утраты без депрессии. Депрессия сопровождается чувством вины на утрату близкого, отсутствием аппетита, страхом одиночества, чувством бессмысленности жизни после смерти близкого.

Горе утраты в ранней взрослости характеризуется следующими проявлениями:

– физическим страданием, в виде периодических приступов длительностью от нескольких минут до часа со спазмами в горле, припадками удушья, учащенным дыханием и постоянной потребностью вздохнуть. На фоне этих телесных признаков человек испытывает психическое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли. Отмечаются изменения ясности сознания: возникает легкое чувство нереальности и ощущение, что эмоциональное расстояние, отделяющее человека от других людей, увеличилось;

– поглощенность образом утраченного. Такие состояния отличаются сильной эмоциональной вовлеченностью, под влиянием которой может утрачиваться грань между переживанием и реальностью;

– чувство вины. Малейшие оплошности, невнимание, упущения, ошибки преувеличиваются и способствуют развитию идей самообвинения;

враждебные реакции. В отношениях с людьми снижается или исчезает симпатия, утрачивается обычная теплота и естественность, нередко человек говорит о происходящем с раздражением или злостью, выражает желание, чтобы его не беспокоили;

– утрата прежних естественных моделей поведения. В поступках отмечается торопливость, суетливость, человек становится непоседливым или совершает хаотические действия в поисках какого-либо занятия, но оказывается совершенно неспособным к простейшей организованной деятельности;

– идентификация с утратой. В высказываниях и поступках человека появляются черты поведения умершего или признаки его предсмертного заболевания. Идентификация с утратой становится следствием поглощенности образом умершего [6].

Существуют различные ситуации утраты близкого человека в ранней взрослости:

– сирота – родителям данного человека не менее 50-60 лет, многие имеют хронические болезни, а о некоторых болезнях может быть и неизвестно. Утрата родителя в таком возрасте окажется неожиданностью только в том случае, если она будет иметь трагический характер: несчастный случай, авто-, авиакатастрофа. Если же осиротевшему человеку заведомо было известно о болезни, то ожидаемое горе незначительно уменьшает переживания.

– вдовец/вдова – утрата супруга/супруги, партнера/партнерши меняет образ жизни человека: из жизни уходит объект любви и заботы, появляется возможность ухудшения финансового положения и необходимость в одиночку воспитывать детей, из-за нервного истощения возникает ухудшение здоровья, возможно возникновение страхов, чувства вины, особенно если накануне смерти была ссора. Человек на время теряет интерес к жизни, все его мысли заняты прошлым.

– потерявший ребенка – степень влияния смерти ребенка на жизнь родителя очень сильна. Эмоциональный удар от потери ребенка очень велик. Потеряв ребенка, родитель чувствует себя обманутым временем. Чаще всего родитель, потерявший своего ребенка, переключает внимание при наличии других детей на них, старается уберечь от всего, что может с ними произойти.

В ранней взрослости первой реакцией на потерю является гнев, он возникает из-за того, что человек не смог предотвратить потерю близкого человека. Переживания утраты в ранней взрослости отличаются от тех, которые переживает ребенок или пожилой человек.

В детском возрасте у ребенка первой реакцией на потерю является чувство дискомфорта, так как он не понимает, что происходит в доме, но чувствует общую атмосферу. Также ребенок может знать, что человек умер, но не может поверить в то, что его больше не будет рядом, поскольку ребенок, у которого еще не сформировались понятия времени и пространства, не понимает, что такое «навсегда». Поэтому он может воспринимать ситуацию как игру. Ребенок чувствует, что если он что-то потерял, то это необходимо найти. И из-за невозможности найти, у него возникает тревожность за себя и за своих близких. Также могут появляться ночные кошмары и навязчивые образы. После того, как ребенок осознал невозможность возращения умершего, он начинает испытывать гнев, проявлять агрессию и устраивать истерики.

В пожилом возрасте у человека реакцией на утрату близкого является возникновение чувства одиночества, появление мыслей о том, что следующим умрет он. Происходит ломка человеческих отношений, продолжавшихся десятилетием. Смерть наносит тяжелый удар по повседневной жизни пожилого человека.

А в ранней взрослости человек чувствует не только гнев, но он также ощущает грусть, тоску, возникает потеря интереса ко всему. Не обходится и без суицидальных мыслей. Сила переживания зависит от того, кем являлся умерший для человека. Наиболее сильным переживанием утраты является утрата, вызванная потерей ребенка.

Таким образом, утрата – это реакция на потерю значимого объекта, которая является специфическим психическим процессом. Продолжительность и сила переживания у каждого человека своя. Это зависит от ряда обстоятельств: родство и близость с умершим, наличие чувства вины за то, что не сделал. Данный период жизни сопровождается горем и выполняет важную задачу – адаптацию человека, перенесшего утрату к жизни без умершего человека. Во время горя у человека происходит поиск новой идентичности, переоценка ценностей. Чаще всего ему требуется помощь в этом, чтобы заново переоценить себя и жизнь в окружающем мире.

Переживание утраты в ранней взрослости является способом осмысления событий, связанных с потерей человека. Этот процесс движется во времени и имеет свои особенные характеристики. В ранней взрослости первой реакцией на потерю является гнев, он возникает из-за того, что человек не смог предотвратить потерю близкого человека. Переживания утраты в ранней взрослости отличаются от тех, которые переживает ребенок или пожилой человек.

Список использованных источников:

1. Станибула, С.А. Роль нарушений привязанности в развитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. А. Станибула // Вестник Псковского государственного университета. – Вып № 5. – 2017. – С. 76-81.

2. Станибула, С.А. Коррекция нарушений привязанности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С. А. Станибула // Профессиональное образование. – № 3(29), 2017 . – С. 29-33.

3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М. – 1984. – 200 с.

4. Моуди, Р., Аркэнджел, Д. Жизнь после утраты. – М.: изд. София, 2010. – 310 с.

5. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

6. Моховиков, А.Н. Телефонное консультирование / А.Н. Моховиков. – М.: Смысл, 2001. – 494 с.