ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Князева Т.А.,

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»,

Республика Беларусь, г.Гомель

 

Современная семья и ее проблемы являются объектом активного изучения ряда социальных наук, таких как психология, педагогика, демография, социология. За последние годы значительно возросло количество разводов, ранних браков, детей, рожденных вне брака и воспитывающихся в неполных семьях. Логично предположить, что на представление будущих поколений по вопросам создания и сохранения семьи оказывают влияние взаимоотношения их родителей, и очень важно, чтобы это влияние было разумным и правильным. Для этого нужно понимать механизмы формирования семейных представлений и правильно оценивать значимость примера супружеских взаимоотношений родителей. На данный момент, проведено недостаточно исследований по этому вопросу, поэтому мы считаем актуальным изучение влияния родительских взаимоотношений на отношение подростков к семье и браку.

Нами было проведено исследование на базе «ГУ Брагинская средняя школа» и «ГУ Гимназия г.п. Брагин». Общий объем выборки составил 145 подростков: 71 мальчик (14-15 лет) и 74 девочки (14-15 лет).

Для исследования нами были выбраны 3 методики: опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР) И.М Марковской, опросник Д.Олсона о сплоченности и гибкости нынешней и будущей семьи, анкета « Моя семья».

При анализе результатов по опроснику «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР) И.М Марковской были выявлены следующие результаты:

- в большинстве семей высокий уровень требовательности со стороны матери, они ожидают высокого уровня ответственности от своих детей; со стороны отца уровень требовательности значительно меньше;

- примерно в одинаковом количестве семей (около 35%) мать и отец одинаково строги со своими детьми: существуют в семьях определенные виды наказаний, жесткость правил, мер, побуждающих ребенка к чему-либо;

- в большинстве семей наблюдается оптимальный уровень контроля со стороны матери, излишняя опека у 7%, полная автономность у 15% обучающихся; уровень контроля со стороны отца значительно ниже по сравнению с матерью;

- в большинстве семей наблюдается высокий уровень эмоциональной близости с матерью, а с отцом наоборот – эмоциональная дистанция (ее отмечают и девочки, и мальчики), т.е. у детей нет близких отношений с отцами, нет стремления делиться чем-то важным, сокровенным с отцами;

- все родители принимают своих детей такими, какие они есть, с их личностными качествами и поведенческими проявлениями;

- почти во всех семьях выявлено сотрудничество с матерью, с отцом наблюдается отсутствие сотрудничества (возможно, отсюда и отсутствие контроля со стороны отца и эмоциональная дистанция с ним);

- большая часть матерей последовательна в требованиях, постоянна в применении наказаний и поощрений, отцы – непоследовательны, обладают воспитательной неуверенностью;

- все родители имеют авторитет у собственных детей;

- большинство обучающихся удовлетворены отношениями с матерью, а с отцом нет (возможно, из-за отстраненности отца от процесса воспитания, неучастия в жизни детей). 

При анализе результатов по опроснику Д.Х.Олсона о сплоченности и гибкости нынешней и будущей семьи были получены следующие результаты:

- Существует положительная корреляция между показателями гибкости и сплоченности родительской семьи и представлениями о будущей семье.

- Как в представлениях о нынешней, так и о будущей семье отмечается высокий уровень сплоченности и гибкости семейной системы.

- В представлениях о будущей семье существует тенденция к увеличению показателей сплоченности и гибкости по сравнению с родительской семьей, что приводит в целом к значимому увеличению доли несбалансированных семей.

- Несмотря на то, что увеличение сплоченности больше, чем гибкости, при изначально высокой доле семей с экстремальным показателем гибкости (хаотичная семья) даже небольшое ее увеличение существенно влияет на несбалансированность будущих семей.

Нетребовательность-требовательность матери и Разделенный уровень сплоченности (r=-0,93 при р≤0,05). Выявленная отрицательная связь свидетельствует о том, что подростки, воспринимающие отношение матери как чрезмерно требовательное, представляют свою будущую семью с некоторой эмоциональной дистанцированностью членов семьи.

Нетребовательность-требовательность отца и Разделенный уровень сплоченности (r=-0,93 при р≤0,05). Выявленная отрицательная связь свидетельствует о том, что подростки, воспринимающие отношение отца как чрезмерно требовательное, представляют свою будущую семью с некоторой эмоциональной дистанцированностью членов семьи.

Эмоциональная дистанция-близость матери и Объединенный уровень сплоченности (r=-0,63 при р≤0,05). Выявленная отрицательная связь свидетельствует о том, что подростки, воспринимающие отношение матери как эмоционально близкое, желающие с ней делиться самым сокровенным и важным, представляют свою будущую семью, где есть эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях.

Отвержение-принятие матерью и Запутанный уровень сплоченности (r=-0,39 при р≤0,05). Выявленная отрицательная связь свидетельствует о том, что подростки, воспринимающие поведение матери как принимающее, когда мать принимает все личностные качества и поведенческие проявления, представляют свою будущую семью с очень высоким уровнем сплоченности и низкой степенью дифференцированности членов семьи.

Отсутствие сотрудничества-сотрудничество с отцом и Разделенный уровень сплоченности (r=-0,94 при р≤0,05). Выявленная отрицательная связь свидетельствует о том, что подростки, воспринимающие поведение отца как не включенное во взаимодействие с ним, непризнания его прав и достоинств, где отмечается отсутствие партнерства в отношениях с отцом, представляют свою будущую семью с некоторой эмоциональной дистанцированностью членов семьи.

Несогласие-согласие с матерью и Объединенный уровень сплоченности (r=-0,95 при р≤0,05). Выявленная отрицательная связь свидетельствует о том, что подростки, оценивающие отношения с матерью как полные согласия между ними в различных жизненных ситуациях, представляют свою будущую семью, где есть эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях.

Неудовлетворенность-удовлетворенность отношениями с матерью и Запутанный уровень сплоченности (r=-0,17 при р≤0,05). Выявленная отрицательная связь свидетельствует о том, что подростки, удовлетворенные отношениями с матерью, представляют свою будущую семью с очень высоким уровнем сплоченности и низкой степенью дифференцированности членов семьи.

Строгость-мягкость матери и Структурированный уровень гибкости (r=-0,82 при р≤0,05). Выявленная отрицательная связь свидетельствует о том, что подростки, воспринимающие отношение матери как мягкое, нестрогое, не принуждающее к чему-либо, представляют свою будущую семью как обладающую умеренной гибкостью, способную приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров.

Непоследовательность-последовательность отца и Гибкий уровень гибкости (r=-0,75 при р≤0,05). Выявленная отрицательная связь свидетельствует о том, что подростки, воспринимающие поведение отца как последовательное, когда он постоянен в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказании и поощрении, представляют свою будущую семью, обладающую высокой гибкостью, как способную приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров.

Неудовлетворенность-удовлетворенность отношениями с матерью и Гибкий уровень гибкости (r=-0,73 при р≤0,05). Выявленная отрицательная связь свидетельствует о том, что подростки, удовлетворенные отношениями с матерью, представляют свою будущую семью, обладающую высокой гибкостью, как способную приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров.

Таким образом, в результате корреляционного анализа нами была установлена взаимосвязь родительского воспитания и формирования представлений о семейной жизни у подростков:

- подростки, воспринимающие отношение матери как чрезмерно требовательное, представляют свою будущую семью с некоторой эмоциональной дистанцированностью членов семьи;

- подростки, воспринимающие отношение отца как чрезмерно требовательное, представляют свою будущую семью с некоторой эмоциональной дистанцированностью членов семьи;

- подростки, воспринимающие отношение матери как эмоционально близкое, желающие с ней делиться самым сокровенным и важным, представляют свою будущую семью, где есть эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях;

- подростки, воспринимающие поведение матери как принимающее, когда мать принимает все личностные качества и поведенческие проявления, представляют свою будущую семью с очень высоким уровнем сплоченности и низкой степенью дифференцированности членов семьи;

- подростки, воспринимающие поведение отца как не включенное во взаимодействие с ним, непризнания его прав и достоинств, где отмечается отсутствие партнерства в отношениях с отцом, представляют свою будущую семью с некоторой эмоциональной дистанцированностью членов семьи;

- подростки, оценивающие отношения с матерью как полные согласия между ними в различных жизненных ситуациях, представляют свою будущую семью, где есть эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях;

- подростки, удовлетворенные отношениями с матерью, представляют свою будущую семью с очень высоким уровнем сплоченности и низкой степенью дифференцированности членов семьи;

- подростки, воспринимающие отношение матери как мягкое, нестрогое, не принуждающее к чему-либо, представляют свою будущую семью как обладающую умеренной гибкостью, способную приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров;

- подростки, воспринимающие поведение отца как последовательное, когда он постоянен в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказании и поощрении, представляют свою будущую семью, обладающую высокой гибкостью, как способную приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров;

- подростки, удовлетворенные отношениями с матерью, представляют свою будущую семью, обладающую высокой гибкостью, как способную приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров.

Список использованных источников:

1 Сысенко, В.А. Молодежь вступает в брак / В.А. Сысенко. –  М.: Мысль,   

 2006. – 254 с.

2 Алёшина, Ю.Е. Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в  супружеских парах с различным стажем совместной жизни / Ю.Е. Алешина. – М.: МГУ – 2000. – 152 с.

3 Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович,  Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Изд-во Речь, 2006. –91с.