Памфилова С.А. Субъектность человека в мире информационных технологий

 

Памфилова С.А.,

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет (Пензенский педагогический институт им. В.Г.Белинского)»,

Российская Федерация, г. Пенза

 

Прикладные исследования в современной социальной психологии - это исследования особенностей коммуникации с помощью новых информационных технологий.


Социальных психологов интересует "человеческий" аспект проблемы – каковы новые возможности убеждения и влияния, как меняется восприятие партнера по взаимодействию, по каким нормам и правилам строится подобное общение, что происходит при этом с личностными диспозициями самого коммуникатора.


Подобные исследования сегодня еще только начинаются,но их социальную актуальность и практическое значение трудно переоценить – ведь ХХI век повсеместно определяется как век информации.


На сегодняшний день научная рефлексия гуманитарных реалий информационного общества является одним из центральных сюжетов всех социальных наук. Какова "человеческая составляющая" нового мира – мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи? Как меняется деятельность, общение и сознание человека в обществе, основным капиталом, средством производства и ресурсом развития которого становится информация?


Известный писатель-фантаст Ст. Лем отмечал, что основной проблемой будущего, информационного века, станет не решение тех или иных технократических задач, а психологическая профилактика возможного потенциального разрушения мотивационных основ человеческого поведения. Причиной подобной ситуации может стать недооценка агрессивности новой информационной среды по отношению к человеку, ибо "вторжение технологии в проблемы, связанные с личностью, лишь в настоящее время относятся к пустому множеству явлений. Это множество заполнит дальнейший прогресс. И тогда исчезнет масса моральных императивов, рассматриваемых сегодня как нерушимые" [4].


Реалии информационного века все более становятся социальной реальностью современной России, определяя и новые направления прикладных социально-психологических исследований. Поскольку влияние современных информационных технологий на социальные процессы и человека связывается  с заметными изменениями характера Интернет-коммуникации, современные исследования направлены в основном на изучение специфических особенностей данной коммуникации и ее влияния насубъекта коммуникации.


Динамика распространения Интернет-коммуникациирастет с каждым годом. Согласно данным американских исследователей, во всем мире число пользователей Интернета возрастает, хотя уровень включенности в телекоммуникации и зависит от уровня образования, дохода, возраста, места жительства и этнического происхождения [2].


Интернет максимально воплощает в себе ведущую особенность современных информационных технологий, а именно их интерактивный характер. Значимое влияние информационной компоненты на социум и на человека стало возможным лишь с момента их качественного изменения, а именно появления для пользователей информации возможности активно участвовать в них. В силу этого информация как ценность общества нового типа определена не только и не столько своей массовостью или общедоступностью, экономическим или политическим потенциалом, скольковозможностью персонализации, задавая для ее обладателя новые грани самоидентификации. И наиболее полно эта возможность представлена в компьютерно-опосредованной коммуникации посредством сети Интернет.


Каковы же «за» и «против» субъектности человека  в компьютерно-опосредованной коммуникации?


Виртуальная коммуникация предоставляет пользователю максимальные возможности в самоопределении и непосредственном самоконструировании, то есть позволяет ему экспериментировать с собственной идентичностью, создавая "виртуальные личности", которые часто отличаются и от персональной идентичности, и от реальной самопрезентации пользователей. Интернет обеспечивает человеку возможность "убежать из собственного тела" - как от внешнего облика, так и от индикаторов статуса во внешнем облике. А, следовательно, и от ряда оснований социальной категоризации: пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности и т.п.  Дж.Семпси и А.Е.Жичкина утверждают, что именно возможность максимального самовыражения вплоть до неузнаваемого самоизменения является одной из распространенных мотиваций Интернет-коммуникации у наиболее активных ее участников [1,5].


Исследования Жичкиной А.Е. и Белинской Е.П. Интернет-коммуникации в подростковом и юношеском возрасте показали, что "виртуальная личность" создается именно с целью испытать новый опыт. Факторный анализ оценок различных Я-конструктов у активных пользователей 14-17-ти летнего возраста показал, что "виртуальная личность" и "реальное" Я занимают прямо противоположные позиции в семантическом пространстве респондентов по факторам активности и социальной желательности. Образ "Я в Интернете" противопоставлен всем остальным конструктам и наделяется чертами любознательности, активности, раскованности в общении и, одновременно, агрессивности. Подобное стремление испытать нечто, ранее не испытанное, авторы исследования объясняют чисто возрастным стремлением к самовыражению, реализуемым через "примерку" на себя различных ролей (в том числе - и антисоциальных). Но не следует забывать, что Интернет-среда предоставляет для этого идеальные возможности, а значительную часть пользователей Интернета составляют именно подростки и молодежь[3].


Однако существует ряд теоретических и эмпирических обоснований, ставящих под сомнение активность человека как субъекта информационного мира. Одно из соображений этого рода состоит в утверждении компенсаторного характера Интернет-коммуникации в целом. Тогда даже такие внешне активные, субъектные формы поведения в ней как создание "виртуальных личностей" оцениваются скорее как репродуктивные, нежели креативные.


Так,  К.Янг отмечает, что "виртуальная личность" может представлять собой реализацию "идеального Я": абсолютно контролируемая и управляемая самопрезентация позволяет "воплотить", пусть только в пространстве виртуального общения, все недостижимые в реальности мечты о "себе хорошем" [6]. Но эта же "виртуальная личность" может быть и "плохой" - создаваемой с целью реализации свойственных человеку агрессивных тенденций, которые не могут реализоваться в обычном общении в силу их социальной нежелательности.


Кроме этого ряд исследователей находит негатив в характере определенных технологических особенностей Интернет-коммуникации, в частности – ее возможной анонимности. В основе этой точки зрения лежит многократно доказанный социально-психологический факт деиндивидуализации поведения человека (и, следовательно, снижения его субъектности) в условиях анонимного взаимодействия.


И наконец,  Интернет-зависимость. Данной проблеме посвящено, пожалуй, максимальное количество современных прикладных исследований Интернет-коммуникации [6]. Хотя до сих пор не существует однозначно принимаемых критериев Интернет-аддикции, и, соответственно, методик ее выявления, сам факт невозможности самоконтроля за использованием Интернета, пусть отмечаемый лишь у ряда его пользователей, очевидно свидетельствует "против" идеи повышенных возможностей субъектности человека в данном виде коммуникации.


Литература

1. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты//Образование и информационная культура. М., 2000.

2. Гуманитарные исследования в Интернете/Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.

3. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета//Образование и информационная культура. М., 2000.

4. Лем Ст. Сумма технологии. М., 1968.

5. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве//Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.

6. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. М., 2001.