Подготовка педагогов-психологов инклюзивного образования к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с сенсорными нарушениями

Терентьева Н. П.,

ФГБОУ ВО «Самарский государственный

социально-педагогический университет»,

Российская Федерация, г. Самара

 

Высокие требования к готовности  педагогов-психологов к сопровождению лиц с сенсорными нарушениями обусловлены чрезвычайно важной ролью этих специалистов  на всех этапах процесса помощи этим детям. В частности, специфика психического развития лиц с нарушением слуха  или нарушением зрения может быть учтена в полной мере только благодаря квалифицированной психолого-педагогической диагностике. Владение психологом способами постановки задач психолого-педагогического обследования, отбора, адаптации и интерпретации результатов диагностических процедур является условием точного определения направлений и задач коррекционно-педагогической работы, образовательных потребностей обучающихся с сенсорными нарушениями. Трудно переоценить оказание квалифицированной помощи педагогом-психологом  как непосредственно детям с  сенсорными нарушениями, так и их родителям.

Рассмотрим содержание обучения студентов-бакалавров, проходящих подготовку по направлению 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки Психология и педагогика инклюзивного образования при изучении дисциплины  «Психолого-педагогическое сопровождение детей с сенсорными нарушениями». При реализации дисциплины реализуется компетентностный подход, предполагающий овладение обучающимися знаниями, умениями и опытом деятельности. Конкретные результаты овладения курсом в отношении сопровождения детей с нарушением слуха таковы: студент знает характеристики особых образовательных потребностей детей с сенсорными нарушениями  на разных возрастных этапах;  задачи психолого-педагогической диагностики лиц с сенсорными нарушениями  на разных возрастных этапах. Студент умеет определять специфику задач и организации процесса сопровождения детей с сенсорными нарушениями  на разных возрастных этапах; отбирать диагностические методики по критериям, значимым для последующего проектирования стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с сенсорными нарушениями; формулировать задачи коррекционно-развивающей работы, которые могут быть решены благодаря рекомендациям субъектам коррекционного образования детей с сенсорными нарушениями. Студент владеет способами адаптации диагностических процедур в соответствии с возможностями ребенка с сенсорным нарушением; формулирует рекомендации для специалистов и родителей для решения конкретных задач помощи ребенку с сенсорным нарушением.

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ предписывает создание адаптированных образовательных программ для детей с сенсорными нарушениями [1]. Индивидуализация процесса обучения возможна только на основе системной психолого-педагогической диагностики, определяющей конкретные образовательные потребности ребенка с нарушением зрения или слуха, уровень его психического развития. Овладение студентом способами отбора, адаптации и интерпретации диагностических процедур позволит ему стать специалистом, определяющим специфику психолого-педагогического сопровождения обучающихся с сенсорными нарушениями  психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации.

Задачи изучения курса реализуются в процессе аудиторной и самостоятельной работы студентов. Важным требованием к осуществлению аудиторной работы является использование современных образовательных технологий, обеспечивающих активность студентов в процессе обучения и достижение планируемых образовательных результатов, таких как групповая дискуссия, метод анализа проблемных ситуаций, кейс-метод.

При организации обязательной самостоятельной работы будущих педагогов-психологов необходимо возможно использование таких приемов, как анализ литературы, составление таблиц, написание эссе, которые организуют деятельность обучающихся и предполагают создание продуктов деятельности. Примерами таких продуктов могут быть схема «Методы и приемы, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на включение всех сохранных анализаторов»,  эссе «Создание адекватной среды жизнедеятельности, соответ­ствующей образовательным потребностям лиц с нарушенным слухом»,  схема  «Деятельность службы сопровождения в образовательной организации для детей с нарушением зрения», памятка «Перечень требований к особой пространственной  и временной организации образовательной среды для лиц с нарушенным зрением»,  алгоритм « Этапы и содержание деятельности  службы сопровождения в образовательной организации для детей с нарушением слуха» и др.

Для проверки образовательных результатов по дисциплине могут быть использованы комплексные задания [2]. Например, на основе  ознакомления с реальной психолого-педагогической характеристикой ребенка с нарушением слуха, обучающиеся называют характеристики особых образовательных потребностей ребенка с нарушением слуха, описанного в психолого-педагогической характеристике; перечисляют задачи  психолого-педагогического сопровождения в данном случае; называют  задачи организации и проведения  психолого-педагогической диагностики, которые были решены специалистами образовательной организации  для составления психолого-педагогической характеристики, подбирают соответствующие диагностические процедуры, производят их адаптацию; формулируют приоритетные направления коррекционно-развивающей работы, которые могут быть решены благодаря рекомендациям педагога-психолога родителями данного ребенка, а так же рекомендации для специалистов и родителей для решения задач развития мышления у данного ребенка. Оценка производится исходя из степени соответствия результатов выполнения каждого задания заранее определенным критериям.

В заключении отметим, что рассмотренное нами содержание подготовки будущих педагогов-психологов к сопровождению лиц с сенсорными нарушениями может быть использовано не только при обучении на ступени бакалавриата, но и при проведении  профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, при планировании методической работы в образовательной организации, а так же при планировании самообразования специалистами.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 261 с.

2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета.2018. Т. 6, №3. - С.9.