Г.Г. Мухомедзянова
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 3 курс
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,
Современное общество предъявляет высокие требования к личности, которой необходимо быть готовой к постоянным переменам и развитию, к здоровой конкуренции во всех областях жизни. Во многом это обусловлено взаимодействием личности и социальной среды в быстро меняющихся условиях, под воздействием постоянно нарастающих стрессов.
Проблема эмоционального стресса и возникающих на его основе нервно-психических и психосоматических расстройств находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и высшей школы. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы школьников и даже может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний.
В период экзаменационной сессии у школьников нередко регистрируют повышение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, рост уровня психоэмоционального напряжения [2, 4, 5]. Введение Единого государственного экзамена и зачисление по его результатам в вузы увеличивает уровень экзаменационного стресса среди школьников.
Ю. В. Щербатых [6] к неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам относит: усиленную умственную деятельность; увеличенную статическую нагрузку; весьма ограниченную двигательную активность; нарушение режима сна; сильные эмоциональные переживания, связанные с возможным неуспехом или провалом на экзамене, изменением социального статуса школьника. Однако даже после сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к исходной норме, для этого может потребоваться несколько дней [3; 1]. Таким образом, экзаменационный стресс, имеющий массовый характер, представляет собой серьезную угрозу для здоровья школьников.
Мы провели исследование с целью изучения уровня экзаменационного стресса в юношеском возрасте.
Всего в исследовании приняли участие 30 школьников старших классов МБОУ «СОШ № 29 г. Йошкар-Олы» и МБОУ «Косолаповской СОШ».Изучить особенности стресса в раннем юношеском периоде нам помогали такие методики, как «Устойчивость к стрессу» Ф. Т. Готвальда, «Выявление степени подверженности стрессам» Е. А. Тарасова, «Человек под дождем» Н. Н. Юриновой, «Куда Вы идете: к стрессу или от него?»
А. В. Морозова.
Методика Ф. Т. Готвальда «Устойчивость к стрессу» показала, что самый высокий процент от общего числа испытуемых, а именно 40 %, имеет высокий уровень стрессоустойчивости. Это говорит о том, что если испытуемые и прибегнут к действиям по преодолению стресса, то эти действия будут носить профилактический характер. Испытуемые, имеющие средний уровень стрессоустойчивости, составляют 37 % от общего числа всех испытуемых. У участников на этом уровне уже могут проявляться цепные реакции физических и умственно-психических нарушений. 23 % испытуемых имеют низкий уровень стрессоустойчивости. Такие люди глубоко увязли в замкнутом круге чрезмерных напряжений, чувствительных нагрузок и заметного расстройства.
С помощью методики Е. А. Тарасова «Выявление степени подверженности стрессам» мы узнали, что 10 % имеют низкую степень подверженности стрессам. Они живут спокойно и размерено, разумно и прагматично, успевая справляться с проблемами, которые возникают. 64 % испытуемых обладают средней степенью подверженности стрессам. Жизньтаких людей наполнена деятельностью и напряжением. У 23 % испытуемых высокая степень подверженности стрессам. Жизнь этих людей – беспристрастная борьба. Всего 3 % участников имеют очень высокую степень подверженности стрессам.
Следующая методика А. В. Морозова «Куда Вы идете: к стрессу или от него?» показала, что 3 % испытуемых обладают низким уровнем стресса. Причиной стресса на этом уровне может стать только их бездеятельность. Большая часть испытуемых, точнее 53 %, имеют средний уровень стресса. Такие испытуемые люди спокойные и не подвержены стрессу. 44 % от общего количества испытуемых имеет высокий уровень стресса. Эти испытуемые очень быстро идут к стрессу.
Благодаря методике Н. Н. Юриновой «Человек под дождем» мы установили, 17 % имеют низкий уровень стресса. Изображения таких испытуемых создают впечатление того, что их создатели способны спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Самый большой процент испытуемых, точнее сказать 70 %, обладают средним уровнем стресса. О таких испытуемых можно сказать они чувствуют в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, трудности их мотивируют и закаляют. Есть и такие испытуемые, у которых высокий уровень стресса, их 13 % от общего числа испытуемых. Оценивая рисунки таких испытуемых в целом, хочется сказать, что они создают чувство беспомощности.
Наше исследование дало возможность констатировать, что большинство старших школьников вполне справляются со стрессовыми состояниями перед экзаменами, но некоторые юноши и девушки всё-таки имеют низкий уровень стрессоустойчивости. Это говорит о том, что профилактика экзаменационного стресса является важно частью при подготовке к экзаменам.
Изучив состояние проблемы проявления стресса и его профилактики в юношеском периоде в научной литературе, мы можем констатировать, что стресс является необходимым ответом организма на постоянно переменчивые условия окружающей среды. Стресс обеспечивает адаптацию человека, его гибкость.
В настоящее время представители юности – старшеклассники – все чаще испытывают стресс, чувства тревоги и депрессии. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение в юности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Инфра-М, 2006. 352 с.
2. Деваев Н.П.Влияние экзаменационного стресса на регуляцию сердечного ритма и биоэлектрическую активность головного мозга у студенток // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 2(2). С. 622–626.
3. Курыгин А.Г. Психический дистресс в дебюте и развитии соматического заболевания // Экология человека. 2006. № 7. С. 42-46.
4. Тарасова Л.Е. Страх перед экзаменом и его детерминанты у студентов-гуманитариев //Известия Саратовского университета. 2009. № 9(3). С. 78–83.
5. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дис. ... докт. биол. наук. СПб; 2001.
6. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов. Воронеж: МОДЭК, 2010. 350 с.