ПРОБЛЕМА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Домрачева Ю.С.

1 курс

Респ. Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Проблема речевого развития детей 3-4 лет, в настоящее время, становится актуальной в логопедии, так как всё чаще к логопедам обращаются родители со словами «мой ребёнок не говорит», «мой ребёнок говорит очень плохо, еле понятно» и т.д. Как правило, это дети 3-4 лет, родители начинают замечать дефекты речевого развития своего ребёнка, когда сравнивают его с другими детьми в детском саду. Соответственно, только тогда и начинаются переживания за его развитие. Существует классификация онтогенеза речевого развития ребёнка: с момента рождения ребёнка до 1,5-2 месяцев он обращает на себя внимания плачем и криком; к 2-3 месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции – гуление; между 4 и 5 месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка – лепет; первые слова появляются к концу первого года жизни; к концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, то  считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. Дети, у которых логопедом диагностируется отставание речевого развития от нормы, имеют задержку речевого развития (ЗРР).

По данным мировой статистики возросло количество детей раннего и младшего дошкольного возраста с ЗРР [1]. Задержка речевого развития у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо.

Термин «задержка речевого развития у детей» широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то, что ЗРР у детей – очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.

Данная категория детей имеет крайне низкий словарный запас или вовсе не говорит, однако, хорошо понимают, обращённую речь [3]. Различают импрессивную и экспрессивную речь. Импрессивная речь – это восприятие и понимание речи. Экспрессивная речь - произнесение звуков речи самим человеком. Как правило, у ЗРР  импрессивная речь развивается в соответствии с возрастной нормой: они хорошо понимают обращённую к ним речь, выполняют все задания. Но экспрессивная сторона речи у этих же детей страдает. То есть, дети не могут сказать вслух то, что хотят, думают, видят, о чём их спрашивают и т.д. Они не могут правильно сказать слово, не нарушая слоговую структуру, их фонематический слух нарушен, артикуляционная моторика слабая. Эти факторы в совокупности влияют на развития экспрессивной речи [2].

Какие же факторы являются причинами подобных речевых нарушений у детей? Их может быть в совокупности несколько, например, внутриутробные патологии, приводящие к нарушениям в развитии плода. При нарушении развития плода от 4 недель до 4 месяцев, происходят наиболее грубые нарушения речи. Возникновению ЗРР могут способствовать: токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и т.д. [2] Так же ведущее место занимают родовые травмы и асфиксии. Родовые травмы образуют внутричерепные кровоизлияния и гибель нервных клеток. Любые заболевания в первые годы жизни ребёнка могут способствовать в отклонении развития. Черепно-мозговые травмы, особенно,  которые сопровождаются сотрясением мозга, так же являются причиной. Наследственный фактор - нарушения речи являются только частью общего нарушения нервной системы. Неблагоприятные социально-бытовые условия, которые приводят к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефицитарному развитию речи. Речевые нарушения возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье) [1].

Постоянная коммуникация с ребёнком, его социализация, эмоционально положительный контакт с ним способствуют решению проблемы развития речи детей 3-4 лет. Само общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. То есть, необходим диалог с ребёнком, должен быть полноценный ответ на вопрос, чтобы ему хотелось спрашивать ещё больше. К сожалению, в настоящее время, ребёнок куда больше взаимодействует с телевизором, компьютером, телефоном, а данные предметы не могут ему дать полноценный ответ и эмоционально положительную реакцию на волнующие его вопросы, соответственно, и потребности спрашивать у ребёнка нет. Таким образом, отсутствует диалог, что и влечет за собой нежелание общаться. Читать ребёнку сказки, стихи, петь колыбельные – не так актуально у родителей, ведь есть мультфильмы, аудио-сказки. Это является большой и грубой ошибкой воспитания, так как отсутствует эмоциональный контакт, диалог, коммуникативное взаимодействие. При обращении родителей к логопеду с этой проблемой советуют больше разговаривать с ребёнком, поддерживать с ним диалог, больше читать ему стихи, сказки, давать положительные эмоции, хвалить его за любой успех и действие и поменьше давать смотреть мультики, а так же ещё и психолого-педагогическое воздействие на ребёнка.

Учитывая проблему развития речи детей, вовремя проведённая диагностика речевого развития  ребёнка сопутствует успеху коррекционной работы. Чем раньше определена проблема – тем легче её скорректировать. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, необходимо настаивать на логопедической диагностике. Одним из условий преодоления ЗРР является раннее начало коррекционной деятельности. При обследовании экспрессивной речи необходимо внимательно отнестись к таким критериям как: изучение объема словарного запаса, наличие фразовой речи, наблюдение за словообразованием, исследование произношения звуков [4].

Нами проводилось логопедическое обследование детей 3-4 лет по методике Е.А. Стребелевой, в протокол обследования входили критерии: понимание обращённой речи; фонематическое восприятие; предметный и глагольный словарь; слоговая структура; активная речь; состояние органов артикуляции и звукопроизношения. В логопедическом обследовании принимало участие 20 детей 3-4 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Понимание обращенной речи у них имело такие результаты: 45% детей имеют незначительные трудности в данной категории. Фонематическое восприятие было на уровне: 55% детей имеют небольшие затруднения в данной категории. Предметный и глагольный словарь были сформированы так: 30% детей имеют незначительные  трудности в данной категории, 20% детей имеют значительные трудности в данной категории, 5% имеет несформированность данной категории, не говорят, молчат. Уровень развития слоговой структуры был на уровне: 45% детей имеют значительное нарушение данной категории, заменяют и переставляют слоги, 10% детей имеют несформированность данной категории, не говорят, молчат, набор непонятных слогов. Результаты обследования активной речи были следующими: 30% детей имеют значительные нарушения данной категории, связная речь практически не развита, у 55% детей данная категория практически отсутствует в речи, ответ из 1 слова, речь малопонятна, преобладает лепет, жестовая речь, одним словом характеризует все задания. Состояние органов артикуляции и звукопроизношения имело уровень: 75% детей имеют небольшие нарушения в данной категории, та как имеются затруднения двигательной активности языка и мимических мышц, несформированность некоторых звуков.

Проведя обследование, мы сделали вывод, что данные дети имеют ЗРР,  так как большинство детей по каждому критерию имеют либо недоразвитие, либо несформированность. Внимательно проанализировав результаты обследования можно увидеть, что наиболее всего у детей не сформирован критерий «активная речь». А активная речь является продуктом экспрессивной речи (процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме). Также почти у всех детей словарный запас не соответствует условно-возрастной норме. Фонематический слух развивается в пределах чуть ниже нормы, но слоговая структура грубо нарушена. Однако, звукопроизношение практически всех детей соответствует возрасту. То есть, дети понимают, что ты им говоришь, выполняют задания «покажи, возьми», но задание «скажи, расскажи» они выполнить не могут, молчат либо говорят непонятные наборы слогов, лепет, что не соответствует норме речевого развития и относится к ЗРР. Нами был изучен анамнез данных детей: у 75% присутствуют неврологические заболевания, вследствие родовой травмы или перенесенных заболеваний.

Таким образом, проблема ЗРР является актуальной на сегодняшний день, так как всё больше детей 3 – 4 лет по результатам логопедической диагностики имеют  ЗРР. Мы видим, что на данный момент крайне важно развивать у детей экспрессивную речь. Без неё дальнейшее развитие ребёнка резко тормозится. Экспрессивная речь крайне важна, и необходимо «бить в колокола» как только вы заметили, что ваш ребёнок не гулит и не лепечет в соответствии условно-возрастной норме. Признаки тяжелого нарушения речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам, в том числе врачу (педиатру, детскому неврологу, отоларингологу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, потому что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.

Список литературы:

1) Боровцова  Л.А. Профилактика речевых нарушений раннего возраста/ Л.А. Боровцова, Л.Ф. Козодаева // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2015. - №1. – с. 111 – 120. – URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-det...

2) Карелина, И.Б. Классификация задержек речевого развития различного генеза /  И.Б. Карелина//Научная электронная библиотека «Киберленинка». – 2015. – с. 149 – 156. -  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-zaderzhek-rechevogo-ra...

3) Морева, Н.А.Тяжёлые нарушения речи (ТНР)/Н.А. Морева//Социальная сеть работников образования nspjrtal.ru. – 2017. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/10/18/tyazhelye-narushen...

4) Польшина, М. А. Актуальные проблемы современной логопедии/ М.А. Польшина, Н.М. Суслова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15271.htm.

5) Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»// Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова; под ред. Е. А. Стребелевой. - 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2016. — 164 с.