Профессиональная ориентация школьников: региональный аспект

Андреева Е.А.,

Низова Л.М.,

Поволжский государственный технологический университет,

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Профессиональная ориентация - важный компонент общечеловеческой культуры, играющий главную роль в профессиональном самоопределении личности. Необходимость ее всестороннего изучения представлена тем, что она позволяет выявить наиболее проблемные области в ходе процесса профессионального самоопределения личности, обусловленной психологическим мотивом свободы выбора человека. Поэтому не случайно профориентация является предметом исследования таких ученых, как Н.С. Пряжников [6],  С.Н. Чистякова[8], А.П. Чернявская[7] и др.

Данной проблеме уделяется большое внимание в таких странах, как Франция, Великобритания, Германия становление профориентации в которых связано с развитием различных секторов экономики.

Нормативно-правовой основой исследуемой проблемы являются такие международные акты, как Конвенция № 150 [1] и Рекомендация № 195 [2] Международной организации труда, Конвенция оправах ребенка. В России (далее РФ) профориентация является направлением социальной политики государства, которая на федеральном уровне регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан [3] и др., а на региональном представлена Административными регламентами, принимаемыми субъектами РФ (в РМЭ от 13 мая 2014 года №62-П) [4].

Мониторинг состояния предоставления услуг по профориентации в Республике Марий Эл за последние шесть лет показывает увеличение численности граждан, получивших данную услугу (рост на 4,2% к началу исследуемого периода). В свою очередь среди молодежи 14-17 лет наблюдается отрицательная динамика (снижение на 19,8 к концу периода).

 В целях превенции увеличения числа безработных и ориентации  школьников  на профессии и специальности, востребованные на рынке труда, ежегодно в республике утверждается и реализуется Комплексный план проведения профориентации обучающихся и молодежи, в рамках которой органами службы занятости организуются массовые профориентационные мероприятия. Исследование показало положительную динамику охвата учащихся проводимыми мероприятиями.

Социологическое исследование, проведенное автором, в целях выявления проводимых профориентационных мероприятий в общеобразовательных школах республики показало, что среди выпускников 9-х, 11-х классов организуются просмотры презентаций, видеороликов о профессиях, проводятся беседы-встречи с представителями различных профессий, а наибольшей популярностью среди респондентов пользуется посещение ярмарок вакансий. Так, за анализируемый период произошло увеличение количества проведенных специализированных ярмарок вакансий от их общего числа на 13,4%, в том числе для школьной молодежи.

Тем не менее, проведенное исследование позволило выявить негативные тенденции в исследуемой области, а именно уменьшение количества молодежи, обращающихся за получением  государственной услуги, снижение индивидуальной формы предоставления услуг. Разрешение данных проблем возможно посредством вовлечения в профориентационную деятельность некоммерческих организаций, занимающихся вопросами социализации подрастающего поколения.

Список литературы:

 1. Конвенция МОТ № 150 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов»

2. Рекомендация МОТ № 195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение»

3.Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения опрофессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»

4. Административный регламент Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл от 13 мая 2014 года №62-П «О предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения  профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»

5. Андреева, Е.А. Конфликтогенные зоны в профориентационной работе с молодежью (региональный аспект)/ Е.А.Андреева, Л.М. Низова//Конфликтология. 2017. No.2. С. 259-271

6. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства/ Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова– М.: «Академия», 2005. – 480 с

7.Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-воВЛАДОС-ПРЕСС,2001. - 96 с

8. Чистякова, С.Н. От учебы к профессиональной карьере: программа с методическими рекомендациями / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. — М.: «Академия», 2012. — 64 с.