ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ДОУ

Плотникова Афтания Хабибрахмановна

МБДОУ «Детский сад №27 «Светлячок»

Республика Марий Эл, г. Йошкар- Ола

     Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Воспитывать детей- дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства, общение с детьми и родителями, -все это влияет на психику, а в конечном итоге, и на физическое состояние педагога 

   Анализ психологического состояния педагогов и помощь воспитателям в снижении психоэмоционального напряжения и ознакомление их с основами самоуправления психическими состояниями можно считать одним из приоритетных направлений работы для психологической службы ДОУ.

     Психолог может оказать помощь воспитателям в виде специального занятия, состоящего из нескольких частей.

Цель занятия.

            Укрепление психического здоровья педагогов, профилактика синдрома «эмоционального сгорания», обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приёмам и способам саморегуляции.

Основные задачи

  • Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
  • Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.
  • Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Материал. Кисти, краски, баночки с водой; альбомные листы (по два на каж­дого педагога);  бумага для записей; релаксационная музыка.

Часть I. Вводная

Цель. Настроить на занятие, самооценка эмоционального состояния.

Расположение участников Педаго­ги по одному садятся за столы, располо­женные по всему залу.

           Упражнение «Рисование».

Перед выполнением упражнений ведущий обращается к присутствующим: «Вы, наверное, видели, как рисуют маленькие дети, не заботясь о соответствии канонам, ничего не планируя заранее. Они выражают то, что приходит им в голову, и радуются этому. Когда-то и вы так умели. Я не знаю, рисовали ли вы фломастерами, красками, карандашами или мелками на асфальте. Но где-то в вашем опыте наверняка было ощущение радости и волнения, когда на листке появляются линии и цветные пятна, когда возникает изображение. Его интересно разглядывать, оно что-то значит, не редко даже больше, чем вы ожидали. Иногда вашему подсознанию проще выразить себя образами, чем словами. Попробуйте дать ему такую возможность» 

Инструкция: «Возьмите два листа бумаги и спросите себя: « Что я сейчас ощущаю, переживаю, о чем думаю?» Сосредоточьтесь несколько секунд на этом вопросе и начинайте рисовать. Рисуйте, как получится, используя те цвета, какие вам в этот момент хочется взять, и, располагая свои фантазии на листке так, как вам приходит в голову. Может быть, рисунок ваш будет абстрактным-цветные пятна или переплетение цветных линий. Может быть, это будет изображение людей или каких- либо сказочных существ. Каким бы ни был ваш рисунок, посмотрите на него внимательно и запишите все, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите.»

Теперь сосредоточьтесь на вопросе: «Чего я хочу сейчас?» и нарисуйте все, что рисуется, когда вы обращаете внимание на свои желания. Закончив рисовать, посмотрите внимательно на свой рисунок и запишите все, что вспоминается когда вы на него смотрите. Теперь у вас есть два рисунка и две записи к ним.И может быть, вы узнали о себе нечто неожиданное, Поделитесь?!»

Часть II

Цель. Снять мышечное напряжение.

Расположение участников. Педаго­ги садятся на стулья, расположенные по­лукругом.

1. Упражнение «Расслабление всего тела».

Инструкция. «Сядьте на стул, спокойно подышите. Обратите внимание на лицо: поднимите брови вверх, насколько это возможно (при этом возникает ощущение напряжения на лбу и вокруг глаз). Медлен­но возвращаясь в обычное состояние, вы почувствуете приятное расслабление. На­давите на глаза, чтобы почувствовать напряжение в висках и на переносице. Сни­мите пальцы с глаз и наслаждайтесь расслаблением. Продолжайте упражняться, поочередно напрягая разные части тела, придайте рту широкий оскал, крепко стиснув зубы. Постарайтесь выдвинуть вперед нижнюю челюсть. Медленно под­нимите плечи так высоко, как это возмож­но. Так же медленно поворачивайте голо­ву вправо, влево, пока не почувствуете на­пряжение шейных мускулов. Поднимите руки на высоту плеч, широко разведите пальцы, сожмите их в кулаки. Напрягите мышцы спины, прогнитесь. Втяните жи­вот. Напрягите ягодичные мышцы, ноги. После каждой фазы упражнения расслаб­ляйте мускулы на несколько секунд. Все движения совершайте плавно и медленно.»

Второй блок упражнений

Цель. Снизить эмоциональное напря­жение.

Расположение участников. Педаго­ги расходятся по всему залу и ложатся по одному на коврики.

Инструкция. «Закройте глаза. Пред­ставьте маленький скалистый остров далеко в море. На вершине - маяк. Вообра­зите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие тол­стые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не способны покачнуть вас. Из окон верхнего этажа маяка вы днем и ночью, в хо­рошую и плохую погоду посылаете мощный поток света, служащий ориен­тиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддержива­ет постоянство вашего светового луча, скользящего по океану и являющегося символом безопасности для людей на море. Постарайтесь ощутить в себе вну­тренний источник света, который никогда не гаснет. А теперь возвращайтесь в исходное состояние.»

         Третий блок упражнений

Цель. Развивать умение вставать в по­зицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации, формировать позитивное принятие себя.

Расположение участников. Педаго­ги садятся на стулья, расположенные по всему залу.

1. Упражнение «Ловец блага».

Инструкция. «Что бы с вами ни происхо­дило, во всем старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о само­обмане, а о том, чтобы во всем научиться видеть хорошее. Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль - воз­дух становится чище. Поливает все живое -растительный мир предстает во всей, своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, напол­няет водой канавки в саду - теперь ее на­долго хватит для полива. Благодаря дождю вы можете наконец заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хо­рошо читается, спится и тд. Дождь благо­творно влияет на качество подземных вод - значит, не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюет рыба. И еще - кое-кто пере­станет придираться к тому, что вы моете машину водой из водопровода.»

Педагоги по очереди устно дают вари­анты ответов.

Часть III. Заключительная

Цель. Усилить позитивное эмоцио­нальное состояние и создать условия для его поддержания вне занятий.

Расположение участников. Педаго­ги по одному садятся за столы, располо­женные по всему залу.

1. Упражнение «Свободное дыхание».

Инструкция. «Сядьте на стул. Расслабьте руки, положите их на живот в области пуп­ка и следите за тем. чтобы они опускались и поднимались плавно и медленно - в такт дыханию. Дышите спокойно и равномер­но: спокойный - раз-два-три - вдох; небольшая пауза; раз-два-три - выдох, за­держка. Необязательно дышать очень глу­боко или очень медленно, главное - рит­мично, а правильный ритм вы найдете са­ми. Делая вдох, представьте, как приятная свежесть и покой наполняют вас, прони­кая в ваш организм вместе с воздухом.»

2.Упражнение «Настроение».

Инструкция. «Левой рукой нарисуйте свое эмоциональное состояние в конце занятия.»

Литература

     1. Иванова Н., Голубева Е. ( Дошкольное воспитание 2004г. №7,8,9)

  1. Бабич О. И. Профилактика синдрома  профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения.-Волгоград: Учитель, 2009.-122с.

      3.Иванова Н., Голубева Е. Психотерапия профессиональной усталости//                           Обруч, 2008,№2.

       4.Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ//Управление ДОУ,2004,№4