Проявление прокрастинации у преподавателей высшей школы

Зуй И.И.,

Кипель А.С.,

Барановичский государственный университет,

Республика Беларусь, г. Барановичи

Исследования феномена «прокрастинации» на современном этапе набирают все большую популярность. Наиболее изученной в данном направлении исследований является академическая прокрастинация, связанная с учебной деятельностью, откладыванием выполнения заданий, подготовкой к экзаменам и т. д.

Актуальность данного исследования связана с тем, что большинство исследований было проведено в студенческом сообществе, а исследований, выявляющих наличие и степень прокрастинации во взаимосвязи с профессиональными особенностями, – очень мало.

Под «прокрастинацией» в психологической науке понимают «тенденцию откладывать выполнение необходимых дел «на потом»; поведенческий паттерн, при котором выполнение ведущей для человека в данный период времени деятельности осознанно откладывается» [3, с. 22].

Данное понятие ввел в научный оборот П. Рингенбах в своей книге «Прокрастинация в жизни человека» в 1977 году [3, с. 22]. Долгое время данное понятие изучалось и операционализировалось только в зарубежной психологии, в то время как в отечественной психологии велась работа с такими понятиями как «лень», «отсутствие силы воли», «неразвитость организационных навыков», которые по своей суть не отражали сущность понятия «прокрастинация» [3, с. 26]. В связи с чем можно сделать вывод о том, что данное понятие в отечественную психологию пришло совсем недавно, о чем свидетельствует отсутствие отечественных методик, направленных на оценку различных параметров и компонентов прокрастинации.

Имеющиеся научные факты позволяют выделять три основных компонента прокрастинации: поведенческий, когнитивный и эмоциональный. Под поведенческим компонентом прокрастинации понимается результат научения, другими словами — поведение, закрепленное с помощью многократных повторений. Когнитивный компонент прокрастинации рассматривается как компонент когнитивных нарушений, однако не связанных с уровнем интеллекта, а в первую очередь имеющий связь с адекватной оценкой времени и его восприятием. Эмоциональный компонент связывают со страхом неудачи [3, с. 28]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что прокрастинация является сложным многокомпонентным явлением, тесно связанным с мотивационной сферой личности.

Как отмечалось ранее, основной пласт исследований данного феномена направлен на изучение прокрастинации у студентов, что привело к развитию понятия «академическая прокрастинация».

Рассматривая данную проблематику необходимо отметить, что такое положение дел обуславливается несколькими субъективно-объективными факторами. В первую очередь это связано со стереотипами о студентах: низкой ответственностью, легкомысленным отношением к жизни и своим обязанностям.

В свою очередь, изучение человека в период взрослости выстраивается в соответствии с принципом «ответственности». Взрослых людей связывает большее количество обязательств: семья, работа, социальный статус и выполняемые в его рамках роли. Также предполагается, что совокупность таких «ограничений» не позволяет поверхностно относиться к выполнению своих обязанностей.

Изучая специфику профессиональной деятельности (в частности преподавателя-педагога), можно констатировать, что профессия «преподавателя высшей школы» подразумевает высокий уровень ответственности, четкое планирование своих действий и соблюдение этого плана, научно-исследовательскую деятельность, работу со студентами, проведение различных видов учебных занятий, организация и участие в научных конференциях и т. д.

Преподавателю учреждения высшего образования необходимо эффективно использовать и распределять свое время, поэтому интерес представляет возможность исследования данного феномена в преподавательской среде.

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования является изучение проявления прокрастинации у преподавателей высшей школы.

Данная цель реализовывалась посредством изучения уровня общей прокрастинации, который, согласно мнению Н. Милграма [2, с. 80] и Р. Тенне [3, с. 27] включает в себя следующие компоненты прокрастинации: откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений.

Для получения эмпирических данных и достижения цели исследования нами был использован метод тестирования, в частности «Шкала общей прокрастинации» (К. Лэй) [1, с. 117-118]. В исследовании приняли участие 40 преподавателей Барановичского государственного университета, обоих полов и различных возрастных групп.

Исходя из результатов, полученных с помощью шкалы К. Лэя [1, с. 117-118], 2,5% испытуемых имеют крайне низкие значения уровня прокрастинации, 27,5% — низкие и 70% — средние. Примечательно то, что высоких и крайне высоких значений уровня прокрастинации в данной выборке выявлено не было.

Полученные результаты, на наш взгляд, можно объяснить спецификой профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Например, большие объемы работы не позволяют откладывать ее на потом, присущее педагогам самообладание помогает в организации времени и планировании своей деятельности. Совокупность взаимосвязанных личностных и интеллектуальных качеств преподавателей непрерывно развивается в течение их профессиональной активности, что связано с постоянным личностным ростом и самообразованием. К таким качествам можно отнести организованность, ответственность, устойчивость внимания, любознательность, рефлексивность и многие другие.

Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что такое явление как «прокрастинация» не является «типичным» для преподавателей высшей школы. «Средние» значения, полученные в ходе анализа результатов, указывают на то, что преподавателям свойственны отдельные проявления прокрастинации вследствие специфики работы, а не типичные проявления как таковые.

В целом, подводя итог, следует отметить, что явление прокрастинации требует дальнейшего, более подробного изучения в период взрослости и у представителей различных профессий: подразумевается, что человек выбирает профессию исходя из наличия у него определенных задатков и качеств. А это, в свою очередь, тесно связано с качеством и оперативностью выполнения работы, поскольку многие профессии отличаются повышенным уровнем ответственности, сложной спецификой работы, где откладывание своих обязанностей недопустимо.

Список используемых источников:

1.                 Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C. H. Lay (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 1. – С. 116 – 126.

2.                 Зверев М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке // Психологическая наука и образовани. – 2015. – Т.20 – №1. – С. 79 – 84.

3.                 Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Научная электронная библиотека КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-izucheniya-fenomena-prokrastinatsii (дата обращения: 18.12.2017).