Психологическое исследование уровня агрессии и тревожности у военнослужащих в период боевых учений и военных соревнований

Степанова Н.Е., студ. 5 курса

Гутова Т.С., доцент

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

АР Крым, г.Симферополь

 

 

Современный бой - это суровое испытание физических и духовных сил военнослужащего, его способностей активно противостоять действию экстремальных, крайне неблагоприятных для жизни факторов, умение сохранять волю и решимость, до конца выполнить поставленную боевую задачу. Одновременно боевое сражение представляет собой ожесточенную борьбу целей, мотивов, убеждений, настроений, воли, мыслей военнослужащих противоборствующих сторон. В функционировании психики военнослужащего в боевой обстановке проявляется ряд закономерностей. Одна из них - зависимость эффективности боевой деятельности военнослужащих от их психического состояния.

Склонность к тревожным и агрессивным состояниям многими исследователями рассматривается как фактор, неблагоприятно влияющий на поведение человека в экстремальной ситуации.

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности — от почти полного отсутствия до предельного развития.

Агрессивное поведение военнослужащих преследует различные цели и является: способом защиты витальных интересов; способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности; средством обеспечения личного интереса и достижения определенной цели; самоцелью, удовлетворяющей потребность в самоутверждении через насилие. Однако, готовность к определенным видам агрессии и цели, ради чего разворачивается такое поведение, определяются иерархией потребностей и иерархией ситуаций, в которых эти потребности реализуются, степенью включенности в систему социальных отношений [8].

В.Ф. Перевалов говорит о причинности тревожности в формировании отрицательных черт характера и даже деформации личности. Военнослужащие подверженные, тревожности, в большей мере предрасположены к совершению поступков, могущих вызвать тяжелые происшествия, аварии и катастрофы [9, с.207].

Тревожность может как стимулировать активность, так и разрушать недостаточно адаптивные поведенческие стереотипы. Она может влиять на деятельность как негативно, так и позитивно. В отношении военнослужащих можно отметить следующее. Положительным является то, что тревожность, сигнализируя о возможной опасности, побуждает их к поиску и конкретизации ее источников, к активному исследованию окружающей обстановки.

В то же время для военнослужащего важно сохранять продуктивную интеллектуальную деятельность в условиях боевых действий. В то же время тревожность затрудняет деятельность в ситуациях, требующих какого-либо напряжения. Это доказано многими исследователями. Например, исследования, проведенные Л.В.Бороздиной, показали, что чем выше уровень тревожности, тем больше выражено ее дезорганизующее влияние на интеллектуальную деятельность [2].

Высокотревожные при стрессовой ситуации не могут показать результаты, соответствующие уровню их притязаний. Перед началом боя уровень тревожности у большинства военнослужащих повышается, так как воздействие ожидаемой опасности превосходит воздействие реальной опасности. В процессе выполнения тревожность несколько притупляется, а после выполнения уровень тревожности снова несколько повышается [9].

Восприятие военнослужащими опасности также зависит от их индивидуальных показателей тревожности. А именно: высокотревожные склонны преувеличивать степень опасности, а низкотревожные, наоборот, недооценивать. И то и другое «вредно» для военно-профессиональной деятельности. М.И. Дьяченко, объясняя механизм воздействия тревожности на деятельность человека, отмечал, что в тревожной ситуации могут наступать: смещение или потеря цели; нарушение соотношения между главными и вторичными действиями; утрата психологической устойчивости; возникновение различных психологических изменений вплоть до серьезных расстройств; снижение точности движений и действий; ослабление активности, появление срывов и отказов в работе. Учитывая это, мы предположили, что у высокотревожных военнослужащих развертывание военно-профессиональной деятельности будет характеризоваться неадекватным целеполаганием, неумением выделить главное в своей деятельности, снижением точности и автоматизма действий, ухудшением эмоционального и психического состояния. Следствием этого может быть снижение результативности деятельности. Неадекватно спокойные военнослужащие по причине излишней самоуверенности также будут совершать ошибки в выполнении боевых заданий, игнорировать меры безопасности, невнимательно готовиться к боевым операциям [4, c.107].

Опираясь на положения, высказанные А.М. Прихожан [10], можно отметить, что отношение тревожных военнослужащих к успеху характеризуется как конфликтное. Они будут ожидать успеха, даже в тех случаях, когда он маловероятен, но одновременно не будут уверены в нем даже в тех случаях, когда вероятность успеха объективно высока. Это противоречие, порождая состояние неопределенности, будет усиливать тревожность и препятствовать нормальному учету условий ситуации. При этом они, скорее всего, будут ориентироваться не на реальные условия ситуации, а на внутренние предчувствия, ожидания, надежды и опасения. Мы предполагаем, что такие военнослужащие будут значительно чаще переживать неуспех, чем их сослуживцы, что, в свою очередь, может привести к накоплению отрицательного эмоционального опыта.

В психологическом исследовании, посвященном изучению уровня агрессии и тревожности, приняли участие 27 военнослужащих контрактной службы в возрасте 18-31 года. Исследование проводилось на базе воинской части А2320. В исследовании принимали участие военнослужащие, которые принимали участие в боевых учениях и военных соревнованиях. Исследование проводилось дважды. Первый замер был проведен после боевых учений и перед военными соревнованиями, второй после соревнований.

С целью выявления агрессии и тревожности у военнослужащих использовались диагностические методики: методика «Определение уровня тревожности» (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин), методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности, Рисованный апперцептивный тест, Тест руки Э. Вагнера.

Результаты Рисованного апперцептивного теста свидетельствуют о том, что ведущей тенденцией у военнослужащих является поиск дружбы (у 14 солдат при первом замере и у 18 при втором).  На втором месте отвержение (9 и 6 соответственно) и у меньшего количества солдат ведущей тенденцией является агрессия (у 4 при первом замере и у 3 при втором).

По результатам Теста руки мы видим, что вероятность открытого проявления агрессии у военнослужащих возросла после военных соревнований (у 10 до военных соревнований и у 17 после них). Также уменьшилось количество солдат, у которых при первом замере вероятность проявления агрессии возможна только в значимых ситуациях (9 и 4 соответственно).

На основании результатов методики Басса-Дарки мы можем сказать, что у большинства солдат уровень враждебности снизился после военных соревнований (у 13), у 4 остался неизменным и у 10 военнослужащих уровень враждебности увеличился. Уровень агрессии увеличился у большинства военнослужащих после военных соревнований (у 18), у двух солдат остался неизменным и у 7 снизился.

С помощью шкалы Спилбергера-Ханина мы получили следующие результаты: при первом и втором замерах низкой как ситуативной, так личностной тревожности не было выявлено ни у одного испытуемого. Умеренная тревожность была выявлена у 6 военнослужащих до военных соревнований и у 8 после них, высокий уровень тревожности был выявлен у 21 и 19 солдат соответственно.

В основу нашего исследования было положено предположение о том, что уровень агрессии и тревожности у военнослужащих после боевых учений и перед военными соревнованиями будет выше, чем после них. Исходя из результатов исследования, можно говорить о том, что наша гипотеза не подтвердилась.

Высокие показатели уровня агрессии и тревожности после военных соревнований могут быть обусловлены тем, что взвод занял 3 место из 4. После беседы с военнослужащими нам стало известно, что их засудили и по показателям они должны были занять первое место.

На основании полученных данных мы планируем провести повторный замер уровня агрессии и тревожности у военнослужащих спустя месяц после военных соревнований.

Данное исследование актуально в настоящее время, так как современная военная психология уделяет мало внимания проблемам агрессии и тревожности у военнослужащих. С учетом того, что перед боевыми учениями военнослужащих осознанно готовят к агрессивному поведению, необходимо разработать коррекционную программу для снижения уровня агрессии и тревожности после боевых учений.

 

Литература

1. Барабаш А. Влияние боя на психику воина / А. Барабаш //Ориентир. - 2004. - № 6.

2. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний  / Л.В. Бороздина, Е.А.  Залученова // Вопросы психологии. - № 1. - 1993. - С.104-113.

3. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб., 1997.

4. Дьяченко М. Психологические предпосылки эффективности боевой деятельности воинов / М. Дьяченков. - М., 1999.

5. Корчемный П. Военная психология / П. Корчемный. - М.: ОВЛ, 2005.

6. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 2002. — № 6. – С.168 – 171.

7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 343 с.

8. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в Вооружённых силах: справочное пособие / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - СПб., 1997.

9.Перевалов В.Ф. «Группа риска»: диагностика тревожных и депрессивных состояний у военнослужащих: учебно-методическое пособие для войсковых психологов / В.Ф. Перевалов. - М.: ВПА, 1994. - 101 с.

10. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование / А.М. Прихожан. - 1998. - №2. - С.11-18.

11. Спилбергер Ч. Стресс и тревога в спорте / Ч. Спилбергер; Сост. Ю. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - С. 12-14.