Психологическое сопровождение учащихся на примере реализации дополнительной общеобразовательной программы «Юный психолог»

Николаева Е.В.,

МУДО «Дворец творчества детей и молодежи»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Волжск

 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» ст. 23 п. 3.1. организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. В Муниципальном учреждении дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г.Волжска реализуется программа «Юный психолог», разработанная в соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Юный психолог» направлена на профессиональную ориентацию, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся.

Реализуется с 2014-2015 учебного года. Были набраны три учебные группы, обучающихся 5-9 классов, сохранность контингента - составила 100%. В 2014-2015 учебном году количество обучающихся на начало и конец года составило 32 ребенка, средняя посещаемость 62,1%. В 2015-2016 году – 34 ребенка, средняя посещаемость – 73,4%, в 2018-2019 году – на начало года - 24 ребенка, конец года – 30 детей, средняя посещаемость – 82,8%.

Таким образом, мы наблюдаем, что у детей есть интерес к практическим психологическим знаниям, увеличивается средний процент посещаемости детей с 62,1% до 82,8%.

Целью программы является создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и профессиональной ориентации учащихся, посредством формирования интереса учащихся к практическим психологическим знаниям и удовлетворения образовательных индивидуальных потребностей. То есть, мы заметили, что реализация психологического сопровождения школьников в рамках дополнительных общеобразовательных программ является эффективной практикой.

Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются личные качества, характер, возможности, потребности, способности  и интересы человека. Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Программа «Юный психолог» помогает члену детского коллектива, персонально пробудить его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего и предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела. В программе занятий следующие разделы:

Раздел 1. «Психология личных качеств»

Раздел 2. «Психология лидерства»

Раздел 3. «Главное – Характер»

Раздел 4. «Целепологание»

Раздел 5. «Управление временем»

Раздел 6. «Установление отношений и разрешение конфликтов»

Раздел 7. «Публичное выступление»

Раздел 8. «Принятие решений»

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты программы:

Дети будут знать:

  • базовые понятия из области общей и социальной психологии, психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии, этнопсихологии и психологии познавательных процессов;
  • виды конфликтов и пути их преодоления;
  • эффективные формы работы в команде;
  • методику определения своего темперамента, профессиональной ориентации, конфликтности, толерантности;
  • методику работы с психолого-диагностическим материалом;
  • виды социальной активности;
  • методику и технику проведения опроса в школе.

Дети будут уметь:

  • работать «в кругу», применяя новые методы работы (не столь часто используемые на уроках);
  • взаимодействовать сообща, совместными усилиями добиваясь определённых результатов и находя новые решения проблем и ситуаций;
  • доверять друг другу и регулировать свое поведение, исходя из правил тренинговой работы;
  • применять на практике индивидуальные и групповые коммуникативные навыки;
  • защищать себя и своё здоровье;
  • высказывать и аргументировать свою позицию, при этом уважая мнение и позицию другого человека;
  • применять в жизни принципы толерантности;
  • самостоятельно развивать внимание, память, воображение, образное и логическое мышление.

Мониторинг и диагностика личностного роста обучающихся творческого объединения «Юный психолог», оценка результатов обучения детей  программному содержанию  дополнительной общеобразовательной программы, проводятся согласно методике «Зачетка перед самим собой», я адаптировала методику в соответствии с задачами  образовательной программы.

По результатам диагностики, мы наблюдаем положительную динамику освоения теоретической и практической подготовки обучающихся в творческом объединении «Юный психолог». Результативность освоения обучающимися образовательной программы высчитывается по формуле средний балл в конце года делится на средний балл в начале года. Так, например в 2014-2015 году результативность теоретической подготовки составила - 1,46 б. (начало года -2,8б., конец года - 4,1 б.), практической подготовки - 1,41 б. (начало года – 3,1 б., конец года – 4,4 б.) В 2015-2016 году результативность теоретической подготовки  – 1,48 б. (начало года – 3,1 б., конец года – 4,8 б.), практической подготовки – 1,55 б. (начало года – 2,9 б., конец года – 4,5 б.) В 2018 -2019 году результативность теоретической подготовки  – 1,5 б. (начало года – 3,2 б., конец года – 4,8 б.), практической подготовки – 1,51 б. (начало года – 3,1 б., конец года – 47 б.).

Таким образом, по мониторингу успеваемости, мы наблюдаем положительную динамику среднего бала и результативности освоения обучающимися образовательной программы в разрезе 3 лет в творческом объединении «Юный психолог».

Диагностика, проведенная при наборе детей в объединение, показала, что не все дети уверены в своих силах (средний балл в 2014-2015 г. - 1,9 б., в 2015-2016 г. и в 2018-2019 г. – 2,1 б.) и умеют выступать перед аудиторией (средний балл в 2014-2015 г. - 1,6 б., в 2015-2016 г.  – 2,1 б., в 2018-2019 г. – 1,9 б.). Многие обучающиеся не умеют дискутировать и защищать свою точку зрения (средний балл в 2014-2015 г. - 1,2 б., в 2015-2016 г.  – 1,7 б., в 2018-2019 г. – 2,1 б. ), они не уверены, что в их жизни, многое будет определяться собственными действиями (средний балл в 2014-2015 г. - 1,8 б., в 2015-2016 г.  – 1,7 б., в 2018-2019 г. – 1,6 б. ). В процессе работы, уже в течение первого года обучения у воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии навыков 21 века.

Так, например, развитие социальной компетентности в конце года значительно улучшилась по сравнению с началом года. Уверенность в себе на конец года  - средний балл в 2014-2015 г. - 4,2 б., в 2015-2016 г.  – 4,4 б., в 2018-2019 г. – 4,6 б. Уверенность, что в моей жизни многое будет определяться моими собственными действиями, средний балл в 2014-2015 г. - 4,1 б., в 2015-2016 г.  – 3,9 б., в 2018-2019 г. – 4,7 б.

Наблюдается положительная динамика развития и коммуникативной компетентности на конец года.  Умение выступать перед аудиторией - средний балл в 2014-2015 г. - 4,4 б., в 2015-2016 г.  – 4,4 б., в 2018-2019 г. – 4,8 б. Умение дискутировать и защищать свою точку зрения в конце года -  средний балл в 2014-2015 г. - 3,8 б., в 2015-2016 г.  – 3,9 б., в 2018-2019 г. – 4,6 б.

Занятия проводятся с использованием активных форм обучения, связанных с совместным обсуждением и дискуссиями, использованием демонстрационных экспериментов, использованием видеоматериалов, компьютерных программ и Интернет-ресурсов.

Формат занятий включает в себя лекции, обсуждения, тренинги, игры, просмотр кинофильмов и т.д.

Психологическое сопровождение в рамках дополнительных общеобразовательных программ является результативной и эффективной. Именно в дополнительном образовании имеется возможность моделирования образовательного процесса, создания и подбора эффективных форм  и методов обучения для выполнения социального заказа.

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями).