Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся по профилактике травматизма

Джатиева Н.Б.,

Блажец В.В.,

Сыченко В.В.,

Могила О.И.

МБОУ «Гимназия №11»,

Российская Федерация, г. Пятигорск

 

В Законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» [1] говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

Охрана здоровья и жизни обучающихся – важнейшая задача не только родителей (лиц заменяющих), но и педагогов, специалистов, всех работников образовательного учреждения.

На охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях направлены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 [2].

Профилактика детского травматизма в образовательном учреждении – одна из главных проблем современного образования.

Ни сам учащийся, ни его родители (лица, заменяющие), ни работники образовательного учреждения не хотят, чтобы с обучающимся произошел несчастный случай. Но статистика свидетельствует, что большинство случаев происходит по вине пострадавшего.

В МБОУ гимназии №11 ежегодно в рамках профилактики несчастных случаев в образовательной организации проводятся мероприятия по ознакомлению с правилами по технике безопасности, вводному и периодическому инструктажу по охране труда согласно инструкциям:    по охране труда при работе на персональном компьютере;    по охране труда для учащихся при проведении занятий в компьютерном классе;  о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре;    по охране труда и технике безопасности при проведении спортивных соревнований; по охране труда при проведении занятий по физической культуре; по пожарной безопасности. Проводятся тренировки по своевременной эвакуации при пожаре, а также пользованию средствами первичного пожаротушения. Проводятся семинарские занятия по технике безопасности и профилактике от несчастных случаев в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». МБОУ гимназия №11 оборудована системой наружного видеонаблюдения.

Организация профилактической работы по предупреждению травматизма и несчастных случаев в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса. Основным условием эффективной организации профилактической работы в образовательном учреждении является распределение обязанностей среди администрации и педагогического коллектива.

В 2018-2019 учебном году в МБОУ гимназии №11 работа по здоровьесберегающей деятельности осуществлялась в рамках целевой программы «Здоровье плюс...». В начале учебного года в гимназии проходила традиционная акция «От культуры и спорта к здоровому образу жизни»: ознакомление обучающихся с вариантами проведения свободного времени с учетом собственных интересов и потребностей. Вовлечение детей, в первую очередь, из социально незащищенных семей и детей девиантного поведения в кружки и секции ДО гимназии и города.

В начале 2018-2019 учебного года заместителем директора по воспитательной работе Сыченко В.В. были оформлены документы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения в МБОУ гимназии №11.

В МБОУ гимназии №11 регулярно проводится работа по изучению и пропаганде ПДД, профилактике ДДТТ, внеклассные мероприятия, занятия отличаются разнообразием форм. Следует отметить систематическую работу по профилактике ДДТТ и БДД классных руководителей. Планы по профилактике ДДТТ и изучению ПДД отработаны и реализованы в полном объеме. Ведется совместная работа с городскими организациями и службами по пропаганде ЗОЖ.

12.04.2018 г. учащиеся старших классов гимназии приняли участие в добровольном наркотестировании, проводимым совместно с Пятигорским наркодиспансером. Результаты тестирования – 100% отрицательные, что позволило сделать вывод, учащиеся гимназии не употребляют ПАВ.

МБОУ гимназия №11 поддерживает тесные отношения с Пятигорским наркодиспансером. Имеется план совместной работы. В рамках реализации совместного плана врачи – психологи наркологи провели встречу с просмотром видеофильма, профилактические беседы о ЗОЖ и вредных привычках. В гимназии размещен специальный ящик для анонимных и адресных сообщений «СООБЩИ, где торгуют смертью», в информационных уголках размещены телефоны служб поддержки. В старших классах проведены уроки «Интернет - безопасность».

1 декабря 2018 г. традиционно проводился день борьбы со СПИДОМ (проведен круглый стол на тему: «СПИД – чума ХХ века» для 8-11 классов, урок «Осторожно! СПИД!»). Были проведены круглые столы: «Вредные привычки – пагубные пристрастия», «Наркотики – белая смерть» с защитой презентаций. Данные мероприятия способствовали развитию здорового образа

Особое внимание уделяется мероприятиям по профилактике безопасного поведения на автодороге и железной дороге (инструктажи, беседы, конкурсы, викторины, агитбригады, классные часы), по противодействию терроризму (инструктажи, беседы, классные часы) и по  противопожарной безопасности (инструктажи, беседы, конкурсы, викторины, агитбригады, классные часы). Регулярно проводились инструктажи с учащимися и родителями по профилактике травматизма, вредных привычек перед каникулами и при проведении мероприятий, экскурсий и прогулок.

Алгоритм деятельности педагога-психолога по профилактике травматизма обучающихся во время пребывания в образовательной организации

Какой вклад может внести  педагог-психолог для предупреждения несчастных случаев и травм среди обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность?

Педагог-психолог может построить профилактическую работу по предупреждению травматизма и несчастных случаев определив и изучив  психологические причины этих случаев.

Травмой (греч. trauma - повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В Методических рекомендациях по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью (письмо Министерства образования и науки РФ от 19.05.2017 № 07-2617 «О направлении методических рекомендаций») [3]  (далее – Методические рекомендации) приведены наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их причины:  ожоги;  падения с высоты;  утопления;  отравления;  поражения электрическим током;  дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах).

Существует определение несчастного случая на производстве  как  непредвиденного события, неожиданного стечения обстоятельств, которое привлекло к телесному повреждению или смерти работника.

Действительно, несчастный случай с обучающимся внешне происходит неожиданно, но сам несчастный случай является закономерным следствием ошибки в действиях.

В качестве причины в значительной части несчастных случаев выступают неправильные поступки обучающихся, которые связаны с ошибочными действиями вследствие ошибок внимания (отвлекся), мышления (не так понял),  памяти (забыл), а также поведенческие и индивидуальные особенности и эмоциональное состояние обучающегося, социально-психологическая обстановка в учебном коллективе.

Наиболее характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, снижение логичности, критичности мышления, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий.

Повышает вероятность возникновения несчастных случаев неправильный подход обучающихся по отношению к опасности (неосторожность) и вытекающие из него ошибки в поведении.

  То есть, в возникновении значительной части несчастных случаев прямо или косвенно играет роль психический фактор.

Как указано в Методических рекомендациях [3] , причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.

В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.

В возрасте от 10 до 14 лет и старше:

 ‒ вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников.

‒ Бурная энергия и активность ‒ факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.

Согласно Квалификационному справочнику, утвержденному приказом Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н  «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [4], педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»  (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 № 514н) [5], определяет, что при выполнении трудовой функции по психологической профилактике (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) педагог-психолог должен владеть знаниями законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности обучающихся в образовательном учреждении; уметь выявлять условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся; разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе; планировать и реализовывать совместно с педагогом превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения; разъяснять необходимость применения сберегающих здоровье технологий; поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, участвовать в проектировании безопасной и комфортной образовательной среды.

Решая задачу по сохранению здоровья обучающихся, педагог-психолог МБОУ гимназии №11  участвует в формировании у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровьесберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровьесберегающих технологий.

Педагог-психолог участвует совместно с медицинским работником в мероприятиях по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся, систематически осуществляется проведение групповых и индивидуальных бесед по здоровому образу жизни.

Педагогом-психологом МБОУ гимназии №11 Ермаковой Н.В. проводится просветительская работа среди педагогов, родителей по вопросам психического развития учащихся, проводится мониторинг психического развития и саморазвития учащихся.

Ермаковой Н.В. разработаны программы психологического сопровождения ступеней взросления для профилактики психологических кризисов и девиантного поведения. В течение года ведется контроль по средствам анкетирования родителей по предотвращению перегрузки учащихся в учебно-воспитательном процессе (объем, нагрузка, выполнение домашних заданий). Проводится диагностика тревожности и адаптации детей к школе, ведется наблюдение за детьми и последующее определение уровня психического здоровья.

В июне месяце педагогом-психологом Ермаковой Н.В. проводятся развивающие занятия с детьми, посещающими двухнедельные курсы по подготовке к школе, по адаптации детей дошкольного возраста к школьной жизни. Проведено тестирование (Дом-Дерево-Человек), на предмет выявления социальной зрелости и когнитивных компонентов (быстроты исполнения, цветовой гаммы, разработки темы своего рисунка).

Специалисты психологической службы совместно с учащимися группы риска, посещали городские семинары и практические конференции по вопросам: «Жизнь без наркотиков», участвовали во встрече с членами Общественного совета при ОМВД России по г. Пятигорску с учащимися школ города Пятигорска на тему: «Профилактика употребления несовершеннолетними наркотических и психоактивных веществ» в молодёжном центре Спасского Кафедрального Собора. На заседаниях Совета по профилактике слушались следующие вопросы: «Проблемы агрессивности детей», «Детские конфликты», «Профилактика суицида несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения».

В рамках работы по профилактике вредных привычек и наркомании среди молодежи проведены: в апреле экспресс-тесты добровольного наркотестирования учащихся 8-11 классов, видеоконференция «Профилактика наркомании: СТОП — наркотик!», лекции для учащихся медицинского психолога Макарова Г.И «Вред употребления ПАВ в подростковом возрасте», беседы инспектора ГПДН ЛОП на станции Пятигорск лейтенанта полиции Логовского С.Л. «Нет наркотикам», круглые столы «Наркомания - проблема, которую можно решить».

С родителями учащихся велась следующая работа: сбор информации о состоянии здоровья детей через анкетирование родителей, проведение бесед, родительских собраний на медицинские темы с медицинскими работниками, педагогом-психологом, индивидуальные консультации для родителей по результатам медико-психологических обследований учащихся.

Важным направлением работы педагога-психолога гимназии по профилактике травматизма и несчастных случаев является информирование  и обучение обучающихся навыкам здорового образа жизни,  через реализацию в старших классах  «Программы профилактики негативных зависимостей».

Эффективным направлением работы педагога-психолога МБОУ гимназии №11 является  проведение социально-психологических тренингов.

Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Этот метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и направлен: на повышение социально-психологической компетентности участников; на приобретение социально-психологического опыта. В ходе тренинга участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия: повышение компетентности в общении; развитие эмпатии;  обучение сопереживанию и общению; раскрытие личностного потенциала; принятие себя и другого человека; ролевые и деловые игры; имитация опасных ситуаций; тренинг эмоционально-волевой сферы и т.д.

Профилактике травматизма обучающихся способствуют проводимые педагогом-психологом Ермаковой Н.В. социально-психологические тренинги: «Я в мире людей. Что такое коллектив?», «Общение в моей жизни» и др.

Проводимая нашим образовательным учреждением работа по профилактике несчастных случаев с обучающимися имеет определенные результаты.

Для снижения рисков возникновения травм обучающихся в новом учебном году мы выделяем решение следующих первоочередных проблем: снижение случаев недисциплинированности обучающихся; развитие умения обучающихся распознавать и оценивать ситуацию, приводящую к травмам;  обучение детей необходимым навыкам поведения в конфликтных ситуациях; требование   соблюдения  учащимися норм и правил безопасного поведения в опасных ситуациях;  организацию дежурств администрации и педагогов на переменах. Надеемся, что проводимая нами работа по профилактике несчастных случаев и травматизма будет способствовать сохранению жизни и здоровья обучающихся.

Список литературы

1. «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата  обращения: 19.03.2020).

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12183577/ (Дата  обращения: 19.03.2020).

3. Методические рекомендации  по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью (письмо Министерства образования и науки РФ от 19.05.2017 № 07-2617 «О направлении методических рекомендаций») [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71596646/ (Дата  обращения: 19.03.2020).

4. Квалификационный справочник, утвержденный приказом Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н  «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/199499/ (Дата  обращения: 19.03.2020).

5. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»  (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 № 514н). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71166760/ (Дата  обращения: 19.03.2020).