Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Мамаева Татьяна Гаевна

воспитатель муниципального дошкольного бюджетного общеобразовательного учреждения №2 «Облачко» города Йошкар-Олы

roman.mamaev1966@mail.ru

 

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Это значит то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка.[3]

Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования, так как дошкольный возраст  является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Коммуникативные способности – способность детей общаться со сверстниками и взрослыми, чтобы передать информацию собеседнику. Общение является одним из важных показателей психического развития ребёнка. Ведь среди людей без общения невозможно жить.[2]

Проблемы развития коммуникативных способностей приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами (Н.Н. Поддьяковым, В.С. Мухиной, Л.А. Венгером и другими) как сенситивный, то есть «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определённой способности или типа деятельности организма». Также старший дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации.[4]
В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме. Цель моей работы - формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение их в театрализованную деятельность.

Сейчас у большинства детей нарушены функции речи. У  детей плохо развита память внимание, мышление у них нет устойчивого интереса к той или иной деятельности. Речь  бедная, словарный запас слабый. Зачастую дети не могут высказать свою мысль, составить самое простое предложение, не могут развернутым планом ответить на поставленный вопрос. Такие дети не могут найти общий язык со своими товарищами, разрешить конфликт мирным путем, они проявляют агрессию к своим товарищам.[2]

Проведя исследовательскую деятельность по данной проблеме, я сделала вывод, что нужно помочь детям найти выход  и создать условия для преодоления трудностей, чтобы в дальнейшем они не стали тормозом в их развитии.

 Известно, что в детском саду ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок раскрывает свой скрытый потенциал. Именно в игре он приобретает свой первый социальный опыт. У ребенка развиваются   интеллектуальные, познавательные и творческие способности, которые можно развивать через театрализованную деятельность. Ведь каждое литературное произведение дает возможность ребенку увидеть положительные моменты того или иного героя, нравственную  их сторону (дружба, доброта, честность, смелость, мужественность, любовь к ближнему, терпимость, толерантность и др.). С помощью мимики, жестов ребенок может выразить свой внутренний мир, свои переживания и радости. Благодаря театрализованной деятельности ребенок развивается как личность, приобретает новые знания и умения, совершенствует монологическую и дидактическую речь, обогащается его словарный запас. В ходе театрализованной деятельности  формируется устойчивый интерес к литературным произведениям.[1]
        В своей работе стараюсь чтобы дети, основываясь на хорошей пьесе или сказке, сами придумывали диалоги действующих лиц - самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя артистические средства (мимику, позу, жесты, песенные танцевальные и игровые импровизации). А вот для того, чтобы ребенок проявил творчество, моделирую игровые ситуации общения, стараюсь развивать связную речь, которая является  необходимым условием адаптации ребенка в обществе. У детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой. Использую в работе знаковые систем (триз), происходит развитие познавательной, двигательной и эмоциональной сферы, и социализации детей.

      Ребенок впервые пришел в детский сад. Новая обстановка, незнакомые лица вызывают у него чувство неуверенности. Он испытывает беспокойство и тревогу.

И тут я предлагаю ему посмотреть на игрушки, погремушки, обращая внимания на веселые картинки. А вот на столе пляшут веселые, заводные цыплята. Стараюсь отвлечь ребенка яркими игрушками: здесь и пушистый заяц, и красивая кукла, и яркая неваляшка, и веселая музыка в грамзаписи. Здесь же происходит первое знакомство с играющей куклой. Надеваю на руку (кошку, собачку, зайчика) и начинаю читать потешки, разные шутки, попевки, подражая голосам животных, стараюсь вызвать у детей положительную реакцию. Первый трудный день для малыша должен быть веселым и радостным.

Начиная со 2 младшей группы, и до выпуска детей в школу начинаю последовательно знакомить с различными видами театра, с театральными жанрами. В этом возрасте я обучаю детей простейшим приемам игры с настольным театром. Для этого использую резиновые, мягкие, дымковские, конусные игрушки. Даю малышам поиграть с куклой, подержать ее в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить», определить, какой у нее характер, голос, походка.

Предлагаю подумать и придумать небольшие истории (здесь или помогает в большой степени технология «Триз» - теория решения изобретательных задач Альтшулер), а как бы ты поступил или что сделал, или куда пошел на месте этой куклы? « Как бы ты это сказал? Какой интонацией?».

В этом возрасте важна роль взрослого, потому как речь еще не очень развита, внимание рассеянное, поэтому я помогаю детям наводящими вопросами.

Начиная со средней группы, перехожу от самого простого театра на столе к более сложному. В этой группе происходит объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой в единое целое. Знакомлю с детей с театральной ширмой и верховыми куклами, он является позвоночником куклы.

В старшем возрасте дети сами выбирают вид деятельности в соответствии с психологическим состоянием. Дети, которые в себе неуверенные, выбирают кукольный театр, потому что он как бы является для них ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации, в данном случае, выступление перед зрителем. В нашей группе ребята, которые уже преодолели свои страхи, обычно выбирали семи себе роли в спектаклях, которых они участвовали как актеры драматического театра. В этой же группе я использую - театр ложек. Этот вид очень нравится детям, он легкий и удобный в управлении.[2]

Для этого использую простейшие упражнения - этюды с куклой на ширме: «По грядке», «Бежит мышка», «Идет дед».

Такие этюды развивают у детей внимание и воображение, они проводятся под музыку.

Этюды на развитие

-        внимания: «Будь внимателен», «Конон для малышей»;

  • памяти: « Запомни свое место», «Запомни свою позу»;
  • на выразительность текста: «Это я! Это мое!», «Отдай»;
  • на преодоление двигательного автоматизма: «Флажок»;
  • на тренировку отдельных групп мышц: «Сосулька», «Шалтай- Балтай», «Петрушка прыгает»;
  • на выражение основных эмоций: «Удивление», «Цветок», и т.д.

 Такие этюды развивают ребенка способность понимать эмоциональное состояние другого, умение выразить свое. Так же в своей работе на данном этапе начинаю использовать шумовые инструменты (погремушки, колокольчики, бубен). Разыгрываем с детьми русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», и другие. Беру отдельные сюжеты полюбившихся детям сказок, - «Три медведя», «Рукавичка», «Зимовье зверей», с использованием элементов костюма и декораций.

Все мы знаем, что участие ребенка в драматизациях сказок и театрализованных играх - всегда праздник. Поэтому в старшем возрасте я чаще использую их, как совместную деятельность со взрослыми. В этом возрасте театральная деятельность требует особого и целенаправленного внимания. Подобрав дидактический материал, я провела беседу на тему: «Здравствуй театр!» потом предложила детям разыграть небольшие сценки - диалоги: «В театре», «На спектакле», разыгрывали и другие темы: «В парикмахерской», «Мама звонит по телефону». Опять же моя роль немаловажна. Ненавязчиво я помогаю выстроить линию диалога, придумать реплику, понять суть роли. Такие игры помогают детям овладеть ценными навыками - навыками общения.

В процессе работы над интонацией предлагаю произносить отдельные фразы и слова, с различной высотой голоса (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх, радость и.т. д.) - добиваюсь выразительности и звуковой культуры речи.

Поза - мы играем с детьми в игру « Море волнуется», потом предлагаю загадки: изобразить, например паука, березку, бабочку, предлагаю объяснить, почему они выполнили задание именно так. Затем уже переходим на более сложные образы из сказок: Баба Яга, Буратино.

Жесты - предлагаю показать состояние животных или ощущение человека (зайке холодно, муравьишке больно, человеку плохо). Провожу и более сложные задания, например, прошу детей изобразить, как мама моет посуду или папа пришивает пуговицу и т. д.

Мимика - учу детей выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горьки перец). Применяю игру «У кого какое настроение» (изобразить).

Пантомимка - здесь уже сочетаются сразу три средства выразительности: пластические позы, жесты, мимика (распускающийся цветок, прыгающая лягушка, качающееся на ветру дерево и много других). В конце года дети уже овладели всеми этими средствами выразительности, мы с детьми показывали сценки из книги «Веселый этикет» (к нам пришли гости, утро, семейный обед).

И уже в подготовительной группе театрализованная деятельность детей переходит в более сложное русло. Предлагаю изобразить сразу несколько героев, например - щенка и кошку; воробья и бабочку.  «Щенок лежит на коврике, сладко спит. Вот он проснулся, прогнулся, потянулся, зевнул, посмотрел по сторонам, побежал на улицу, там встретил кошку...».

Учу детей придумывать загадки, типа: показать своего героя в движении, все должны отгадать, кто это был. Показываю сама: зайчик грыз морковку, но потом испугался и убежал. Дети легко отгадывают загадки и придумывают их сами.

Анализ диагностики развития коммуникативных способностей за период с сентября 2017 по февраль 2018гг. показал положительную динамику. Дети стали самостоятельно без вмешательства взрослых разрешать конфликты, больше играть. Снизилась агрессивность у «проблемных» детей, а у «замкнутых» наоборот повысились коммуникативные способности.

Таким образом, театрализованная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке  то, что заложено природой. И наша задача сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной направить их способности в нужное русло. Вывести их на новый уровень общения со сверстниками. Чтобы в дальнейшем они могли свободно общаться, выражать свои мысли и чувства. 

Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей. Б. М. Теплов

Литература:

  1. Доронова Т.Н.  Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. Москва, обруч 2014 г.
  2. Лисина М. И. Общение и речь. - М.: Педагогика, 1985. – 208 с.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2001.
  4. Максимова С. М. Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 824-826. — URL https://moluch.ru/archive/117/32334/ (дата обращения: 16.02.2018).