Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством интеллектуально-развивающих игр

Мастерова Н.П.,

Детский сад №18 «Изюминка» г. Йошкар-Олы,

Российская Федерация, г. Йошкар-Ола

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям.

Исследования показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание, способность рассуждать, лежащих в основе логического мышления. Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно осуществляться своевременно и последовательно, это сложный и длительный процесс. Данная проблема вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Проблемами психологии мышления занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, С. А. Рубинштейн, Л.А, Венгер и др.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека.

Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт, закладывается в первые годы жизни ребенка.

Детский психолог Л. С. Выготский первый сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем.  Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют исследовательскому и творческому поиску, познанию законов окружающего мира и сущности предметов, овладению такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, умозаключение.

Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них какого-то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций. Мною был осуществлён подбор дидактических игр на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, составлен перспективный план.

Для развития у детей старшего дошкольного возраста логического мышления были определены следующие задачи:

– научить детей, узнавать признаки предметов и явлений, выделять и описывать их;

– сформировать у детей умение сравнивать объекты, находить сходство и отличительные признаки;

 – обучить детей приёмам группировки предметов и их классификации;

– сформировать умение устанавливать временную последовательность, выносить суждения и умозаключения;

– развить у детей различные стороны психической деятельности: внимание, память, мышление и речь.

В подготовку к проведению игры по развитию логического мышления входило:

– отбор игры в соответствии с задачами обучения и воспитания;

– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

– определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

 – определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, по двое, индивидуально);

– подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, игрушки картинки);

– подготовка к игре воспитателя: изучение и осмысливание всего хода игры, методов руководства игрой;

– подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры по развитию логического мышления у детей включало следующие этапы:

– ознакомление детей с содержанием игры с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

– объяснение хода и правил игры;

– показ игровых действий, в процессе которого я учила детей правильно выполнять условия.

Подведение итогов игры — это ответственный момент руководства игрой, так как по результатам, которые добиваются в игре можно судить о её эффективности. Анализ проведённой игры был направлен на выявление приёмов ее подготовки и проведения, на то, какие приемы оказались более эффективными в достижении поставленной цели, а что не сработало и почему. Это помогало совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избегать ошибок впоследствии.

На первом этапе использовалась серия игр «Сравни предметы», «Найди пять отличий», «Чем отличаются», «Чего не хватает» на сравнение групп предметов и на нахождение сходств и различий.

На втором этапе были подобраны игры, направленные на формирование понятий о предмете на основе обобщения существенных свойств и признаков. Для лучшего установления существенных признаков, важно научить детей, рассматривать события во временной последовательности. В серии игр «Истории в картинках», «Разложи по прядку», «Что сначала, а что потом?», «С утра до ночи», формировалось умение наглядно представлять события во времени, а, следовательно, более глубоко понимать события данного сюжета. Знакомя детей со свойствами предмета,  использовались словесные игры: «Летает, прыгает, бегает», «Съедобное — не съедобное», «Тонет — не тонет».

На третьем этапе необходимо было овладеть классификацией, где каждая группа предметов имела свое постоянное место. В играх по классификации предметов, «Что кому нужно», «Четвертый лишний», «Кто, где живет?» «Назови предмет одним словом», «Что лишнее? Почему? «, «Домино», «Как одним словом можно назвать предметы», дети учились находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы.

Очень любимы детьми логические упражнения, которые развивают наблюдательность и внимание, такие как: «Что нарисовано?», «Назови предмет в ряду» и др.

На четвертом этапе обобщение предметов использовала игры: «Назови, что общего», «Определи лишнее», «Который не похож на другие», «Я знаю пять …». В этих играх дети научились выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов, группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначить образованную группу словом, распределять объекты по классам.

Также дети любят игру «Сложи квадрат», которое способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.

Игры с блоками Дьенеша, доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике, развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение.

Игры на развитие интеллектуальных способностей развивают способность анализировать сходство и различие предметов, которое совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление». Это интеллектуальные игры вида: «Одинаковое, разное у двух (трёх)». При выполнении заданий этого вида совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение.

Проведённая работа по развитию логического мышления у детей  дошкольного возраста показала, что, дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению знаний. Дети радуются своим результатам и стремятся выполнить задания еще лучше.

Список используемых источников:

1.                Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.

2.                Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

3.                Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982.

4.                Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский – Екатеринбург, 2005.

5.                Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.

6.                Коломенских Я.Л., Панько Е.А. Детская психология., Мн. «Университетское», 1988.

7.                Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1981.

8.                Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (старшая группа). – М.: Просвещение, 1982. – 96с.