РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Глушкова Е.В.
         ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2 курс
         Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация: Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Недоразвитие коммуникативных навыков во многом оказывает влияние на поведение ребенка. Учёт уровня навыков общения важен при психолого-педагогической работе. В настоящее время проблема развития навыков общения у детей с ОВЗ привлекает внимание многих ученых и исследователей, но вопрос все равно остается недостаточно изученным.  

Ключевые слова: задержка психического развития, ограниченные возможности здоровья, навыки общения, театрализованная игра.

Под навыками общения понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина). Общение является одними из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка. Меняется сущность общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, развивается один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный [4]. Ребенок дифференцирует взрослых в зависимости от своих отношений с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Позднее, чем к взрослому возникает интерес к сверстнику. Общение ребенка со сверстниками строится в различных объединениях. На развитие связей с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения [5].

Специалисты отмечают, что у детей с задержкой психического развития значительно ослабенны коммуникативные возможности, которые, в свою очередь, являются необходимыми человеку для функционирования в обществе. Многие исследователи изучали, проводили опыты, как и какими способами можно совершенствовать навыки общения этих детей, но некоторые из них пришли к выводу, что игра наиболее эффективный способ, так как она, по определению Эльконина, является ведущей деятельностью дошкольников [2].

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ  переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра - продуктивный способ социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для  развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия [6]. Развитие общения дошкольника осуществляется в ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые помогают развивать психические процессы, качества и свойства личности – воображение, самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость [8].

Анализ теоретических положений показал, что необходимым условием эффективности развития навыков общения у дошкольников с задержкой психического развития является театрализованная игра.

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого являлось разработать программу развития навыков общения у дошкольников с ЗПР средствами театрализованной игры.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 80 «Ужара» города Йошкар-Олы», расположенный по адресу: Республика Марий-Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских Курсантов 12Б; МБДОУ «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи «Росток», расположенный по адресу: Республика Марий-Эл, город Йошкар-Ола, улица Эшкинина 7.

В эксперименте, проводимом в 2016 году, участвовали дети 5 – 6 лет с задержкой психического развития.

В основном все дети с ЗПР не понимают задач, предъявляемых взрослым  в различных ситуациях взаимодействия, поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации. Дошкольники затрудняются в различении эмоционального состояния сверстников, то есть имеют существенные трудности в общении со сверстниками, владеют недостаточно четкими или не владеют вообще представлениями об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослому и к сверстнику. То есть дети с ЗПР не имеют четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации [4].

Основная задача коррекционной работы состоит в том, чтобы своевременно выявить уровень развития навыков общения у детей с задержкой психического развития и разработать серию театрализованных игр для повышения коммуникативных способностей,  поэтому необходимо применить те приемы коррекционной работы, которые повысят уровень навыков  общения у дошкольников с ЗПР.

Театр - это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решать воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитывать художественный вкус, развивать творческий потенциал, и, конечно же, развивать речь ребёнка.

Особую роль театрализованным играм, насыщенным эмоциями, доставляющим радость и удивление детям, отмечают большое количество ученых (Л.В. Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова и др.)

В программе работы по развитию навыков общения средствами театрализованной игры могут использоваться следующие блоки:

Блок 1 – основы кукловождения.

Блок 2 – основы кукольного театра.

Блок 3 – основы актерского мастерства.

Блок 4 – основные принципы драматизации.

Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.

Блок 6 – театральная азбука.

Блок 7 – проведение праздников.

Блок 8 – проведение досугов и развлечений [7].

Комплексные исследования, показали, что каждый третий ребенок с задержкой психического развития нуждается в коррекционно-развивающей работе, особенно в развитии общения.

Задержка психического развития – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее компонентов [3]. Дети с данным синдромом имеют минимальные органические повреждения или функциональную недостаточность центральной нервной системы, а так же длительно находятся в условиях социальной депривации. По мнению исследователей (Лебединский), задержка психического развития обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности [1].

Существует большое количество исследований, посвященных детям с задержкой психического развития, которые указывают на низкий уровень коммуникативной способности этих детей (В.В. Серова, О.В. Защиринская, О.Е Громова и т.д.). При этом исследований, которые говорят о связи игры и развитии навыков общения у детей с задержкой психического развития существует мало. Но в некоторых исследованиях (У.В. Ульенкова, Е.Е. Дмитриева) показано, что дети с задержкой психического развития активно сотрудничают с другими людьми в игре.

 

Список литературы

 

  1. Громова О.Е. Речевое поведение мальчиков в норме и в случаях задержки речевого развития // Дефектология,2010 - №1. – с.64-70.
  2. Дмитреева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.-2004.-№6.-С. 11-17. 
  3. Заболотских, О.П. Использование арт-терапевтических средств в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / О.П.Заболотских, Ю.С. Пахмутова // Научный журнал «Бакалавр». – 2015. -  №7-8(8-9). С. 12-14.
  4. Защиринская О.В. Структурно-динамическая модель изучения стилей общения школьников с умственной отсталостью // Дефектология,2013 - №5. – с.43-54.
  5. Морова Н.С., Заболотских О.П. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с проблемами в развитии: программа и учебно-методическое пособие / Н.С. Морова, О.П. Заболотских / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: Изд-во «Современное образование»,   2013. – 184 с.
  6. Серова В.В. Формирование навыков социального поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития – воспитанников детского дома // Дефектология,2011 - №3. – с.64-70.
  7. Кладовая развлечений [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/larisa-ivanovna-emikova/dopolnitelnaja-programa-po-teatralnoi-dejatelnosti.html.
  8. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1756408/.