Глушкова Е.В.
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2 курс
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Аннотация: Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Недоразвитие коммуникативных навыков во многом оказывает влияние на поведение ребенка. Учёт уровня навыков общения важен при психолого-педагогической работе. В настоящее время проблема развития навыков общения у детей с ОВЗ привлекает внимание многих ученых и исследователей, но вопрос все равно остается недостаточно изученным.
Ключевые слова: задержка психического развития, ограниченные возможности здоровья, навыки общения, театрализованная игра.
Под навыками общения понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина). Общение является одними из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка. Меняется сущность общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, развивается один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный [4]. Ребенок дифференцирует взрослых в зависимости от своих отношений с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Позднее, чем к взрослому возникает интерес к сверстнику. Общение ребенка со сверстниками строится в различных объединениях. На развитие связей с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения [5].
Специалисты отмечают, что у детей с задержкой психического развития значительно ослабенны коммуникативные возможности, которые, в свою очередь, являются необходимыми человеку для функционирования в обществе. Многие исследователи изучали, проводили опыты, как и какими способами можно совершенствовать навыки общения этих детей, но некоторые из них пришли к выводу, что игра наиболее эффективный способ, так как она, по определению Эльконина, является ведущей деятельностью дошкольников [2].
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра - продуктивный способ социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия [6]. Развитие общения дошкольника осуществляется в ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые помогают развивать психические процессы, качества и свойства личности – воображение, самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость [8].
Анализ теоретических положений показал, что необходимым условием эффективности развития навыков общения у дошкольников с задержкой психического развития является театрализованная игра.
В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого являлось разработать программу развития навыков общения у дошкольников с ЗПР средствами театрализованной игры.
Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 80 «Ужара» города Йошкар-Олы», расположенный по адресу: Республика Марий-Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских Курсантов 12Б; МБДОУ «Центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи «Росток», расположенный по адресу: Республика Марий-Эл, город Йошкар-Ола, улица Эшкинина 7.
В эксперименте, проводимом в 2016 году, участвовали дети 5 – 6 лет с задержкой психического развития.
В основном все дети с ЗПР не понимают задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия, поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации. Дошкольники затрудняются в различении эмоционального состояния сверстников, то есть имеют существенные трудности в общении со сверстниками, владеют недостаточно четкими или не владеют вообще представлениями об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослому и к сверстнику. То есть дети с ЗПР не имеют четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации [4].
Основная задача коррекционной работы состоит в том, чтобы своевременно выявить уровень развития навыков общения у детей с задержкой психического развития и разработать серию театрализованных игр для повышения коммуникативных способностей, поэтому необходимо применить те приемы коррекционной работы, которые повысят уровень навыков общения у дошкольников с ЗПР.
Театр - это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решать воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитывать художественный вкус, развивать творческий потенциал, и, конечно же, развивать речь ребёнка.
Особую роль театрализованным играм, насыщенным эмоциями, доставляющим радость и удивление детям, отмечают большое количество ученых (Л.В. Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова и др.)
В программе работы по развитию навыков общения средствами театрализованной игры могут использоваться следующие блоки:
Блок 1 – основы кукловождения.
Блок 2 – основы кукольного театра.
Блок 3 – основы актерского мастерства.
Блок 4 – основные принципы драматизации.
Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.
Блок 6 – театральная азбука.
Блок 7 – проведение праздников.
Блок 8 – проведение досугов и развлечений [7].
Комплексные исследования, показали, что каждый третий ребенок с задержкой психического развития нуждается в коррекционно-развивающей работе, особенно в развитии общения.
Задержка психического развития – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее компонентов [3]. Дети с данным синдромом имеют минимальные органические повреждения или функциональную недостаточность центральной нервной системы, а так же длительно находятся в условиях социальной депривации. По мнению исследователей (Лебединский), задержка психического развития обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности [1].
Существует большое количество исследований, посвященных детям с задержкой психического развития, которые указывают на низкий уровень коммуникативной способности этих детей (В.В. Серова, О.В. Защиринская, О.Е Громова и т.д.). При этом исследований, которые говорят о связи игры и развитии навыков общения у детей с задержкой психического развития существует мало. Но в некоторых исследованиях (У.В. Ульенкова, Е.Е. Дмитриева) показано, что дети с задержкой психического развития активно сотрудничают с другими людьми в игре.
Список литературы