РЕЧЕВАЯ И ИГРОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТ ТРЕНИНГА НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кузьмина С.В.

МБУ ДО «ЦППМСС «Доверие»

пгт. Приволжский РМЭ

Современная жизнь - это эпоха мобильного  человека, который может быстро привыкать к новым требованиям общества, человека который может быстро мобилизовать свои внутренние ресурсы.

Обратная же сторона медали современного общества это глобализация и зависимость от социальных сетей. Всё больше времени современные дети пропадают в интернете, предпочитая ему чтение книг и живое  дружеское общение. Что неизбежно приводит к деформации мышления.

Все чаще, в общении со школьниками можно столкнуться с такой проблемой, как их неумение полно отвечать и рассуждать. Развернутые предложения уходят в прошлое. Подросток все меньше выражается развернуто, ограничиваясь в общении короткими фразами или вовсе заменяя их смайликами. У таких детей нарушено общение с взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития, как в личностной, так и в интеллектуальной сферах. Особые проблемы возникают  с процессом мышления, так как оно напрямую связано с речью.

Мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.) [4. с.179].

Мышление не дано в готовом виде. Оно возникает и развивается у человека под влиянием обучения и воспитания. Необходимым условием для этого является наличие интеллектуально насыщенной среды и общения с другими людьми.

Трудности с мышлением у детей возникают потому что, начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Что крайне сложным является для современного подростка привыкшего оперировать простыми несодержательными фразами. Чем реже ребенок ставит перед собой и решает проблемные ситуации,  чем больше скудеет его способность к содержательной мыслительной деятельности.

Обучающимся, имеющим трудности с вербально-логическим компонентом мышления необходимо больше предлагать задания и игры,  в которых им необходимо решать проблемные ситуации. Не просто педагогические или учебные задачи и проблемы, но и ситуации, предполагающие полное погружения в проблему, т.е. предлагать им задания, которые содержат все 4 стадии решения проблемы:

- подготовка;

- созревание решения;

- вдохновение;

- проверка найденного решения [4. c 189].

Одним из таких интересных средств развития мышления может стать игровая и речевая импровизация, так как мышление и речь напрямую связаны и взаимозависимы. А речевая импровизация способствует активизации всех указанных процессов. Так как импровизация - это творение произведения искусства в момент его исполнения, обучающийся упражняется не только в красноречии и в умении выразить мысль полно, в это время происходит также развитие мыслительных процессов. Так, например для того, чтобы без подготовки проиграть предложенную сценку обучающемуся необходимо мысленно поставить перед собой цель, представить ситуацию, придумать варианты ее разрешения, продемонстрировать ее решение. Так он за короткий срок вынужден пройти все четыре стадии решения проблемы, тем самым  в момент разыгрывания ситуации активизируется мыслительная деятельность. В тоже время обучающийся должен следить за своей речью, т.е. мысленно прорабатывать речь, чтобы окружающие поняли мысль, которую до него пытаются донести «актеры».

Игровая импровизация  - это новый  актуальный игровой инструмент, если раньше оно рассматривалось лишь в рамках театрального искусства, то сейчас оно вышло за предложенные рамки. Появились разнообразные игры, методики и пособия, благодаря которым импровизация стала доступна всем желающим.

Игровая импровизация - это отличный способ развития эмоционального интеллекта, навыков общения и творческого мышления. Принципы  работы тетра импровизации напрямую связаны с изменением человеческого мышления [1. с.13]. В то время как взаимосвязь между мышлением и речью способствует развитию гибкости мышления.

По правилам импровизации, человек участвующий в импровизации неукоснительно должен придерживается Формулы: Идея = Исполнение = Создание. Значит, чтобы решить предложенную ситуацию ему необходимо сначала подумать, как это сделать, что полностью схоже с процессом мышления, если рассматривать его как процесс внутреннего рассуждения, в результате которого происходит решение задачи.

Игровая импровизация способствует развитию всех качеств мышления: широты, глубины и самостоятельности, гибкости мысли, быстроты и критичности ума.

Игровая и речевая импровизация содержат в себе несколько способов активизации мышления:

- Элементы мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных [5]. «Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно приводит к накоплению опыт решения различных задач, у каждого из  участников.

- Метод фокальных объектов -  это  поиск новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название - метод случайных объектов. В результате применения этого метода получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность [5].

- Метод морфологического анализа, так же помогает усвоить театр импровизации. Он заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты [5].

 - Метод контрольных вопросов - это психологическая техника, позволяющая находить решение проблемы с помощью ряда вопросов, стимулирующих мыслительную деятельность. Отвечая на вопросы, активизируется мышление, находятся новые и  необычны решения [5].

Импровизация способствует положительной динамике и в речевом развитии обучающихся, однако, данная статья рассматривает её влияние на процесс мышления, поэтому подробно развитие речи в рамках данной работы не раскрывается.

По словам Е. Кантиль инструментами импровизации являются:

1. Скорость мышления.

2. Воображение.

3. Знание приемов речевой импровизации.

4. Метафоричность мышления.

5. Энергетика речи.

6. Интонирование - эмоциональная выразительность речи.

7. Метасообщение - наше невербальное послание собеседнику.

8. Умение интересно рассказывать истории [2. с.3].

Таким образом, организованная деятельность по использованию импровизационных игр способствует:

- Развитию умения у обучающихся полно выражать свои мысли.

- Формированию у детей креативного мышления и нестандартного поведения.

- Раскрытию творческого потенциала участников игр.

- Формированию ассертивного (осознанного поведения) для дальнейшей успешной социализации во взрослой жизни.

Особенность использования импровизационных игр в процессе обучения заключается в том, что их можно подобрать с учетом индивидуально-типологических особенностей каждого школьника. Данные игры можно использовать как в процессе урочной деятельности, так  и для  привлечения обучающихся  к внеурочной деятельности. Подобные игры также способствуют саморазвитию, самосовершенствованию и  личностному росту ребенка, формированию его мировоззрения.

Таким образом, утверждение о том, импровизация может быть использована в работе с обучающимися не только для речевого развития, но и для формирования познавательных процессов, имеет право на свое существование.

Литература

1. Кантиль Е. Игровая Импровизация мысли и практика М.: «Школа Игровой Импровизации», 2013.-45 с.

2. Кантиль Е. Речевая импровизация теория и практика М.: «Школа Игровой Импровизации», 2013.- 20 с.

3.  Озорнина Е.Е. Сборник игр-драматизаций, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия художественного образа у детей Камышлов, ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016 - 78 с.

4. Столяренко Л.Д Основы психологии издание третье, переработанное и дополненное  Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 - 398 с.

5. http://www.вокабула. рф Словари/педагогический-словарь.