РЕСУРСНАЯ СФЕРА У СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Журок  Н.Р.

«ГГУ имени Ф. Скорины» 5 курс

регион Беларусь,г. Гомель

Проблематика преодоления трудных ситуаций может рассматриваться с точки зрения использования человеком психологических ресурсов. Несмотря на длительную историю изучения совладания за рубежом и повышенный интерес к этой проблеме, в отечественной психологии нет общепризнанного понятия, классификации типов или механизмов, термин недостаточно наполнен психологическим содержанием. Ресурсы личности как один из аспектов совладания – это возможности, которыми обладает человек, соотнесение и использование которых приносит эффективные для личности результаты. Анализ ресурсной составляющей совладания, определение значимости использования различных видов ресурсов в преодолении трудных жизненных ситуаций может позволить описывать процесс взаимодействия человека и ситуации. Этот подход отражает как ситуационные, так и личностные особенности этого процесса. Особый интерес представляют такие задачи, как : анализ понятия ресурсы; построение возможных моделей ресурсов; выделение феноменов использования различных видов ресурсов; определение роли ресурсов в обеспечении эффектов совладания, создании основы для устойчивости в новых трудных ситуациях.

Ресурсы совладающего поведения можно определить как те индивидуальные, средовые и процессуальные возможности, которые осознаются как таковые и используются человеком для преодоления трудной жизненной ситуации [1].

Некоторые авторы придерживаются схемы разделения ресурсов на основе категориальных полей Ф.Е. Василюка – лишь один из возможных вариантов, но он позволяет систематизировать психотерапевтические техники в процессе реабилитации [2]. Соотнося с ней личностные конструкты в психологии стресса, можно понять, на активацию какого «поля» – витальности, деятельности, сознания – они ориентированы, какова, следовательно, их разрешающая способность. Приведем только один пример. В концепции С. Мадди (S Maddi) жизнестойкость – система убеждений, позволяющая человеку воспринимать события как менее стрессогенные и успешно справляться с ними. Она включает 3 компонента: вовлеченность (убеждение в том, что только благодаря своей активности человек находит в мире интересное), контроль (убежденность в контролируемости мира и своей способности добиться результата) и принятие риска (готовность действовать вопреки неопределенности ситуации и угрозе и извлекать опыт из любых ситуаций). Вовлеченность поддерживает витальность, активность человека.

Контроль и принятие риска связаны с готовностью человека к деятельности вопреки трудностям. Наконец, готовность извлекать опыт из сложившихся ситуаций, действовать в ситуации неопределенности призвана активировать сознание, справиться со сложностью внутреннего мира [3]. Иными словами, жизнестойкость – ресурс, направленный в большей мере на поддержание витальности и деятельности, в меньшей – на поддержание активности сознания.

S.C. Kobasa, M.C. Puccetti к одним из ведущих личностных ресурсов отнесли стойкость личности они мотивировали это тем, что в результате исследования люди, обладающие высоким уровнем стойкости, эффективно противостояли стрессовым событиям, люди с низким уровнем стойкости демонстрировали различные реакции, не способствующие преодолению стрессовых событий среди данных реакций, особо можно отметить бессилие, экстернальность локуса контроля, нигилизм и отчужденность от своего «Я».

В многочисленных эмпирических исследованиях R. Sanderman пришел выводу, что к основным личностным ресурсам относится достаточный уровень самоуважения, и рациональные убеждения, так как в своих исследованиях выявил, что людям, склонным умалять свои достоинства и попадающим во власть иррациональных убеждений, достаточно сложно противостоять стрессовым событиям.

По мнению С. Хобфолла к ресурсам можно отнести: материальные объекты (дом) и не материальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья) и внутренние переменные (самоуважение, способности, интересы, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики. Таким образом, к ресурсам личности можно отнести широкий спектр психологических конструктов, различных социальных аспектов, а также психофизиологических компонентов индивида. Можно считать, что ресурсная сфера – это системная совокупность физических, личностных и духовных адаптационных категорий, позволяющих преодолевать и стабилизировать стрессовые ситуации и их последствия[4].

Психологические качества человека часто рассматриваются как ресурсы, позволяющие более эффективно действовать и добиваться успеха, преодолевать стрессы и справляться с жизненными трудностями. Так, среди познавательных (когнитивных) ресурсов чаще всего рассматривается интеллект как общая адаптивная способность человека. В частности, уровень интеллекта как психологического ресурса в некоторой степени положительно коррелирует со счастьем [5].

Особое значение в учебной деятельности студентов имеет повышенная мотивация и усиленное желания к учёбе, эффективно овладевать навыками и умениями, необходимыми для успешной работы в свой профессии.

Результат обучения зависит не только от уровня способностей студентов, но и «силой мотивации», они определяются как личностными особенностями, так и свойствами учебной ситуации, методов обучения, характером общения в процессе обучения. Поэтому повышенное желание студента к учебе, предусматривает знания особенностей мотивационной сферы личности студента, умение преподавателя создать ситуацию и обстоятельства в обучении, отвечающим этим особенностям [6]. 

Успеваемость это только один из показателей успешной адаптации студентов к учебной деятельности, но он так же является одним из важнейших. Чем выше показатели успеваемости, тем выше качество приобретённых знаний, умений, навыков и качеств личности, которые помогают в подготовке высококвалифицированных специалистов в своей профессии.

На протяжении многих лет исследователи,  говоря об учебной деятельности студента и её успешности, прежде всего, подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значение этого фактора нельзя недооценивать. Совокупность познавательных процессов человека определяется его интеллектом.

«Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, Рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде [7].

Интеллект выступает, как общий фактор умственной энергии. Успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности. Каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающее среде.

У каждого человека с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе его способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к двадцати годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Но с каким бы потенциалом не родился человек, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь.

Работа интеллекта – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем больше человек использует свой интеллект, тем меньше он подвластен манипуляциям извне.

Следует отметить, что низкий уровень интеллекта может зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. Так студенты с высоким уровнем интеллекта, могут показывать низкий уровень качества знаний и наоборот, студенты с низким уровнем интеллекта, могут показывать высокий уровень качества знаний.

Такое несовпадение, происходит потому, что на качество знаний влияют: организованность, хорошо развитое внимание, память, наблюдательность, работоспособность, чтение, участие в разного рода  мероприятиях, конференциях, дискуссиях и т.д.

В преодолении трудностей важная роль отводиться внутренним ресурсам личности: локус контроля определяет степень принятия ответственности в борьбе с жизненными трудностями; высокий уровень рефлексивных способностей помогает человеку сфокусироваться на проблеме для лучшего выбора решения; социальная смелость, настойчивость, высокая нормативность поведения, высокая мотивация достижения помогают преодолевать ненужные страхи и сомнения. Бесспорно, ресурсы индивида образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями. В рамках теории сохранения ресурсов, ресурсы рассматриваются как ценности, которыми обладает индивидуум или сообщество, а также средства, с помощью которых эти ценности могут быть сохранены и преумножены, они подразделяются на две основные группы: социальные и личностные. Социальные ресурсы – должность, звание, замужество, принадлежность к конфессии, т.е. социальные статусы, место индивидов в системе социальной стратификации, которые обеспечивают доступ к остальным ресурсам. А личностными ресурсами являются персональные характеристики, такими как оптимизм, самоэффективность, жизнестойкость, локус контроля и пр.

Ресурсы оказывают влияние на все сферы жизни человека. Умелое их использование, помогает включению человека в социум, в жизнь общества; помогает адаптации к событиям, происходящим вокруг и внутри личности. Многие ресурсы являются взаимозаменяемыми, что позволяет компенсировать утрату одних, наличием других.

Литература:

1.Кожевникова, Е.Ю. Психологические ресурсы в преодолении трудных жизненных ситуаций / Е.Ю. Кожевникова // Психология XXI века: Тез. международной науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. – СПб, 2002. – С. 106 – 108.

2.Рассказова, Е.И. Психологические ресурсы саморегуляции и реабилитации личности в экстремальных условиях / Е.И. Рассказова // Личность в экстремальных условиях: Мат-лы междунар. научно-практ. конф. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. – С. 100 – 103.

3.Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.А. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.

4.Станибула С.А. Особенности ресурсной сферы студентов  из числа  детей-сирот / С.А. Станибула //Психология обучения ­­– №1, 2018. – С. 23-30

5.Соловьева, С.Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2010. – N 2. – URL: http:// medpsy.ru – Дата доступа: 25.02.2019.

6. Российская академия естествознания 2005 – 2015 [Электронный ресурс] / влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов / В.Н. Соловьев. – 2004. ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7779557. – Дата доступа 10.10.2019.

7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. 3-е издание. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с. — (Мастера психологии ).