Роль государства в социальной защите молодежи: социальная практика и направления совершенствования

Ложкин Н.В.,

Кудрявцев В.А.,

Поволжский государственный технологический университет,

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Важнейшая роль в социализации молодёжи лежит на плечах государства. Но государство уделяет недостаточно внимания этой сфере.

Молодёжь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества. [2]

         Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. В нашей стране нижняя граница это 14-17 лет, верхняя от 25 до 30 лет. По данным Росстата доля молодёжи в общем населении страны на 2016 год составляло 21,5% или 31,5 млн. чел. Так же по данным Росстата динамика численности молодёжи (14–30 лет) в Российской Федерации начиная с 2013 года по 2016 год упала с 23,9% (34,2 млн. чел.) до 21,5% (31,4 млн. чел.). [1]

         Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются начать работать. В более отдалённом будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей.

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 — 24 лет (6,4 процента). Очень сложно молодёжи найти работу, так как работодатели не берут без опыта работы.

В отличие от молодёжи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодёжи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодёжь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем. [4]

По характеру труда в материальном производстве молодёжь распределилась следующим образом: 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодёжи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.

Молодые люди создают семьи, которым очень сложно найти работу, жилье. А тем более что чаще всего такие семьи не могут начать работать так как еще студенты.

Проблемы, возникающие у молодежи, требуют пристального внимания со стороны государства, так, как только оно в состоянии решить многие проблемы. В частности, необходимо вернуться к практике когда молодых специалистов оканчивающих вузы государство распределяло по предприятиям. Молодые специалисты обязаны были отработать 3 года, а работодатель не имел права увольнять их досрочно. Это позволяло в течении 3 лет получать молодым специалистам хорошую производственную практику.

Вопрос с жилищными условиями можно решить с помощью льгот. Льготы на кредиты молодым семьям есть, но они слабо развиты. Молодым специалистам выдавать государственное жильё.

В современной России молодым семьям уделяется слишком мало внимания. Так семья студентов, после окончания ВУЗа, теряется, так как нет ни жилья, ни работы. Таким семьям приходиться работать не по специальности, отсюда идут экономические проблемы.

Есть молодые семьи с маленькими детьми. Конечно есть пособия по уходу за ребёнком, но они смехотворны. В этом случае государству нужно не только индексировать пособия, но и увеличивать их размеры. Следует так же в первоочередном порядке обеспечивать места в детских садах для детей.

Так же необходимо молодым специалистам дать возможность дальнейшего бесплатного обучения на курсах повышения квалификации и получения дополнительного высшего образования. Если второе сложно осуществить, то первое можно, и нужно реализовывать в молодёжной политике государства.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, спорта и т.д. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного неувязок. Социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным становлением единой системы в масштабах страны.

Наша страна богата амбициозными молодыми людьми, но как показывает практика государство слабо создает лифты для профессионального роста. В результате часть молодых людей уезжает за границу, поскольку что там социальная политика в отношении образованной молодёжи гораздо лучше, чем у нас.

 Таким образом следует сделать вывод что в нашей стране очень много проблем связанных с молодёжью, которые необходимо решить. Основным направлением государственной молодежной политики должна стать не только реализация комплекса мер, компенсирующих отдельным группам молодежи материальные потери от их маргинального положения в обществе, обеспечивающих социальные гарантии, более равные стартовые возможности, но и деятельность, ориентированная на создание благоприятных условий для развития и социальной активности молодых людей. Поскольку социальная активность, выражаемая в определенных видах деятельности и поведения молодежи, является и общественно полезной, и личностно значимой. Она влияет «на формирование самостоятельной, ответственной, социально зрелой личности молодого человека, выступает как база для реализации личностного и, в том числе, творческого потенциала молодежи. Социальная активность — это, кроме того, основа для успешного конструирования образа жизни современных молодых людей, в рамках которого удается поддерживать и прогрессивно развивать систему общественных отношений, норм и ценностей» [3].

Развитие России зависит не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь. Первостепенное значение для молодежной политики имеет преодоление противоречий между молодежью и обществом, укрепление их взаимодействия и согласования интересов. Неудовлетворенность молодежи материальными условиями, жильем и работой возрастает, что требует проведение соответствующих программ. Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования, успешную социализацию молодого поколения, на благо молодежи, помогая ей развиваться и реализовывать обозначенные цели. Но также молодежная политика должна быть направлена на формирование социально активной личности, которая выступает конструктором и организатором собственной жизнедеятельности.

Список литературы:

1.  Сайт федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

2.  Быкова Д.Ю., Зотов В.В. Социокультурный подход к формированию молодежной политики инновационного общества // Вопросы культурологии. 2011. № 4 (апрель).

3.  Социальная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 173.

4.  Социология молодежи: учебное пособие / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов- н / Д.: Феникс, 2001. С. 235.