Роль перфекционизма в эмоциональной дезадаптации студентов

Авсиевич В.В.

     УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины», студентка,

                                                          Республика Беларусь, город Гомель

 

Психологический анализ тенденций современной культуры свидетельствует о том, что перфекционизм стал важной характеристикой человека нашего времени. Данное обстоятельство служит стимулом к интенсификации исследований этого феномена в психологии. Исторически перфекционизм был связан с большим количеством проблем клинического характера, однако только в последние годы исследователи стали изучать роль перфекционизма в таких расстройствах, как депрессия, тревожность расстройства питания, личностные расстройства, суицидальное поведение и другие виды тяжелой дезадаптации.

Понятие перфекционизм возникло в протестантской среде XIX века, позже трансформировалось в классический перфекционизм И. Канта, Г. Лейбница, марксистов и подразумевало, прежде всего, внутреннее совершенствование в нравственности, развитие талантов и дарований. В современной психологии перфекционизм — это стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам; это потребность в совершенстве продуктов своей деятельности [1]. В настоящее время многие психологи и психиатры убеждены в деструктивности компульсивного стремления к совершенству.

Первые научные теоретические попытки исследования перфекционизма в психологии берут свое начало с 30-х годов ХХ в., когда К. Хорни и А. Адлер рассмотрели стремление к совершенству как один из главных мотивирующих факторов поступка человека. Причем, К. Хорни подчеркивает, что повышение требований общества к индивиду увеличивает стремление последнего к совершенствованию, постепенно приводит к формированию невротической потребности совершенства, которое основывается на идеализированном образе «Я», то есть представлении о том, какой должна быть личность, какими чертами должна обладать. При такой тенденции со временем происходит отчуждение реального «Я» и формируется невротик – нарцисс (нарциссическая патология характера), который идентифицирует себя с идеализированным «Я». А. Адлер отмечает, что стремление быть совершенным естественно, в том смысле, что оно является неотъемлемой частью жизни, побуждением, без которого жизнь была бы невозможной, стремление к совершенству является «потенциально здоровой активностью» [2, с. 74].

Однако в ряде случаев перфекционизм принимает невротическую форму, которая взаимосвязана с широким кругом психических расстройств. Н.Г. Гаранян [2] считает, что при «здоровом» перфекционизме индивиды получают удовольствие от усилий. Они стараются преуспеть в деле, но при этом достаточно свободны не быть скрупулезными, если ситуация это позволяет. Успех приносит чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы и повышает самооценку. Таким образом, определённые параметры перфекционизма связаны с конструктивным стремлением к достижению и другими адаптивными качествами. Невротический перфекционизм определяется интенсивной потребностью в избегании неуспеха, на который перфекционисты реагируют симптомами депрессии. Индивиды с невротическим перфекционизмом испытывают значительные негативные аффекты перед, во время и после деятельности, качество которой они оценивают значимо ниже, чем другие индивиды.

Д. Хамачек на основе клинического опыта описал различия между невротическим и нормальным перфекционизмом. Нормальный перфекционист – это тот, кто устанавливает для себя высокие стандарты, но при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, т.е. более адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты и не оставляющим себе возможности допускать ошибки. Следовательно, у последних никогда не бывает ощущения, что что-то сделано достаточно хорошо. Смысл этого различия в том, что перфекционизм подразумевает завышенные стандарты выполнения действия в сочетании с тенденцией к чрезмерно критическим оценкам своего поведения. Таким образом, психологические проблемы, связанные с перфекционизмом, скорее зависят от этих тенденций к критическому оцениванию, чем с установлением завышенных стандартов [3].

Исследователи выделяют несколько сфер, на которые оказывает негативное влияние перфекционизм: эмоциональное состояние, продуктивность деятельности, межличностные контакты. Последствия для эмоционального состояния – это частые, даже хронические, переживания недовольства собой, тоски, тревоги, стыда и вины. У перфекциониста страдает и мотивационная сфера. Определенный тип перфекционистов не способен испытывать настоящий интерес к какому бы то ни было занятию, так как на самом деле его интересует не то, чем он занимается, а принятие, одобрение, восхищение, самоутверждение, которые он может получить, успешно справляясь с этим делом или достигая в нем совершенства. Если же по какой-то причине он не получает этих желаемых реакций или они перестают служить достаточным мотивом, перфекционисту грозит потеря смысла жизни, ощущение своей никчемности, незанятости, в конечном итоге – депрессия.

Последствия для продуктивности деятельности могут проявляться в виде: 1) поведения избегания, 2) состояния паралича, невозможности начать действовать, так как любой результат, отличный от превосходного, неприемлем, 3) снижение продуктивности и хроническое переутомление в силу генерализации высоких стандартов на все виды деятельности (это напоминает истощение обсессивного пациента).

В межличностных контактах возможны: 1) конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и ожиданий в адрес окружающих; 2) конкурентные отношения с людьми из-за сравнений себя с ними, зависти, ревности; 3) недостаток близких и доверительных отношений.

В ряде работ установлена связь перфекционизма с эмоциональной дезадаптацией студентов, которая выступает фактором риска суицидального поведения (Юдеева Т.Ю., 2007; Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 2004; Москова М. В., 2008). Сравнительное исследование показателей депрессии, тревоги и стресса у студентов с различным уровнем перфекционизма показало, что в группе с высоким уровнем перфекционизма распространенность эмоциональных нарушений в виде симптомов депрессии, суицидальной готовности и тревоги выше, чем в группе со средним и низким уровнем перфекционизма. Установлено, что группа испытуемых с низким уровнем перфекционизма максимально эмоционально благополучна [4]. Практическое значение полученных результатов заключается в выделении важной мишени профилактики суицидов в студенческой популяции – выраженный перфекцинизм.

 

Список использованных источников

 

1 Ильин, Е.П. Перфекционизм здоровый и невротический: как развить первый и избавиться от второго / Е.П. Ильин. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.elitarium.ru//public/x044.htm.

2 Гаранян, Н.Г. Психологические модели перфекционизма / Н.Г.Гаранян.  – СПб.: Питер, 2009. – 344 с.

3 Хамачек, Д.Е. Психология нормального и невротического перфекционизма /Д.Е. Хамачек. – М., 1978. – 320 с.

4. Москова, М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / М.В. Москова – Москва, 2008. – 189 с.