Социализация личности в условиях околофутбольной субкультуры

Ю. А. Трифонов

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

Республика Беларусь, г. Гомель

Зрелищность футбольных состязаний является одним из источников приобретения социальных норм и ценностей, а также средством к формированию здоровой нации. Вот почему важно изучить процесс социализации фанатов, как представителей околофутбольной культуры.

Актуальность рассмотрения проблемы социализации фанатов продиктована смещением проблемы из более развитых стран Западной Европы в страны Восточной Европы, где попытки построить социализм, низкий уровень финансовой системы, а также не совершенность административных мер позволяет футбольным хулиганам творить беспорядки, практически безнаказанно.

Современные спортивные руководители и менеджеры разных рангов и уровней поняли, что именно болельщики составляют надежную основу бизнеса, фундамент благосостояния спортсменов, тренеров и клубов. Без массового болельщика нельзя заработать на продаже билетов и абонементов, на правах трансляции соревнований по телевидению, радиостанциям и в интернете, на реализации сувениров и спортивной атрибутике.

Социализация болельщика неотрывно протекает в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Естественно, что значимые лица могут быть членами футбольного фанатского движения, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и в организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Сама же социализация во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов, или условий.

Французский социальный психолог Г. Тард считал основным механизмом социализации подражание. Н. Смелзер (США) считает важнейшими четыре психологических механизма – имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины. Первые два он определяет как позитивные, а два других как негативные. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А. В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности [1].

Рассмотрим подробнее те из них, которые, по нашему мнению, определяют особенности социализации футбольных болельщиков.

Социализация, в традиционном понимании, представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Традиции, обычаи, привычки, ритуалы и другие виды общественных нравовраспространенные в конкретных футбольных фан-клубах, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные элементы. Примеров такого поведения связанного с болельщиками множество, начиная от потасовок и мелкого хулиганства заканчивая убийствами. Согласно статистике, на собственном фанатском кровавом счету хулиганов Италии – 9 загубленных жизней, причём за последние 5 лет погибли 2 итальянских футбольных фаната и 1 полицейский. На собственном счету хулиганов Англии – 6. Последнее убийство английского фаната произошло в 1998 году. Россия тоже представлена в этом списке. За последние 8 лет погибли: в Петербурге – 15-летний мальчик; в Москве во время беспорядков после телетрансляции футбольного матча сборной Японии – сборной России был убит 1 человек и ещё 1 скончался от полученных травм в больнице; в Ростове – погиб 1 фанат [2].

В фанатской субкультуре зачастую наблюдается проявление нравственно деформированных социальных отношений. Интериоризация такого рода отношений обусловливает формирование ущербной личности, что проявляется в возникновении стереотипов, оправдывающих любые источники и способы удовлетворения потребностей и нужд; направленность личности на материальные ценности, на приобретение дефицитных вещей, обретающих в силу трудностей их удовлетворения свойства сверх престижности; обеднении интересов; невыгодности соблюдения нравственных принципов; приобретении аморального и преступного опыта. Подобный тип личности вступает в конфликт с социальными нормами, что приводит к совершению противоправных действий.

Согласно проведенному исследованию, большинство болельщиков не только допускают нарушение права другими гражданами, но и сами являются правонарушителями. Они с недоверием относится к правоохранительным органам и их работникам и не доверяет им защиту своих прав, но и себя переоценивает в правовой самозащите. Кроме того исследование морального сознания с помощью методики «Девять гипотетических дилемм Колберга», позволило выявить уровни морального сознания, преобладание которых говорит о том, что фанаты оценивают свои поступки по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Также испытуемые принимают оценки своих окружающих и близких. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, воспринимаются как истина. Действуя в соответствии с установленными правилами, становишься «хорошим».

Как способ предотвращения подобных конфликтов – общество, государство, социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, системы способов выражения признания, отличия, наград.

В субкультуре фанатов преобладают неформальные негативные санкции. Выражающиеся в насмешке, отказе поддерживать товарищеские отношения, недоброжелательных сплетнях, физическое насилие и т.п. Формальные негативные санкции распространены в официальных клубах и представляют собой целый арсенал наказаний, предусмотренных предписаниями фан-клуба.

Усвоение таких групповых норм происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов, другими словами действуют такие механизмы как: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация.

Индивид чаще всего заражается «болением» еще в детском возрасте усваивая пример поведения, и впоследствии его закрепляет, когда включается в деятельность фан-клуба и становиться его членом сознательно. Во взаимодействии со значимыми лицами данной группы фанатов происходит эмоционально-когнитивное усвоение человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных

Человек всегда рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным слоям и т.д. Это все обуславливает возможность интериоризации предлагаемых фанатской субкультурой моделей поведения, установок.

Важным условием социализации футбольных фанатов выступает взаимодействие человека со структурами клуба, средствами массовой коммуникации, выступает в качестве институтов социализации. В процессе взаимодействия человека с нормами и правилами принятыми в футбольной субкультуре происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта имитации конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Это обусловлено ограничениями, которыми официальные власти стремятся ввести для контроля действий, носящий противоправный характер со стороны футбольных хулиганов. Согласно статистике, в течение одного футбольного сезона проходит более 300 футбольных матчей, многие из которых требуют принятия повышенных мер безопасности во время их проведения. На выездные матчи своих команд постоянно выезжает значительное количество болельщиков. Для охраны правопорядка при их передвижении железнодорожным транспортом, ежегодно задействуется более 18 тыс. сотрудников ОВД на транспорте МВД. При этом не редки случаи, когда болельщики, не имея билетов на матчи, за несколько минут до начала матча сплачиваются в большую «орущую» толпу, пропустив вперед нескольких человек, размахивающих билетами, искусственно создают давление на стоящих впереди и прорываются на стадион [3].

Страны Западной Европы вводят практику так называемых «черных списков», когда саппортер, обвиненный в нарушениях общественного порядка, не имеет права посещать спортивные арены на протяжении определенного срока, а в особо исключительных случаях – и бессрочно, а также слежение при помощи скрытых камер наблюдения. За нарушения на стадионе болельщик Советом клуба может быть лишен членства. За три года такое решение было принято в отношении 1% членов клуба. Одновременно выносится решение о запрещении выезда на матчи за рубежом. Принимаются другие меры упреждающего характера. Нарушители из числа болельщиков-членов клуба лишаются сезонных абонементов на все проводимые футбольные матчи внутренних чемпионатов.

Не редки случаи, когда администрация футбольного клуба может воздействовать на деятельность болельщиков через санкции к фан-клубу. Однако это затрудняется тем, что в официальные фан-клубы как правило состоят из законопослушных болельщиков, а футбольные хулиганы формируются в бандформирования так называемых болельщиков. Поведение попавшего в группу фанатов человека приводится в соответствие с принятыми в данной группе образцами, нормами, ценностями.

Современное общество не может обходиться без средств массовой коммуникации, а также всевозможных технических средств информирования. Большой социализирующей силой обладают СМИ. Эти средства как социальный институт влияют на социализацию болельщика не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Однако средства массовой информации оказывают неоднозначное воздействие на формирование личности. СМИ выступает не только с призывом о недопустимости противоправного поведения, но провокатором действий болельщиков. Например, после отказа главного спонсора финансироватьминский футбольный клуб «Партизан», в результате чего клуб был вынужден отказаться от участия в матчах высшего дивизиона Республики Беларусь, болельщики минчан начали беспрецедентную для Беларуси акцию по сбору денег для сохранения футбольного клуба. В итоге усилиями фанатов весной 2012 года вновь созданный «Партизан-Минск» был заявлен в 4 дивизион белорусского футбола, откуда болельщики рассчитывают вывести клуб к былым вершинам.

Таким образом, социализация болельщика происходит в процессе взаимодействия с помощью всех названных выше условий и механизмов, которые должны не только дополнять друг друга, но в той или иной мере быть рассогласованы и противоречить друг другу. Исследование правового самосознания показывает наличие у фанатов неосведомленности о своих правах и не соблюдении прав других людей. А свои поступки они как правило оценивают по принципу выгоды и по физическим последствиям. При этом важную роль играет уровень развития субкультуры в конкретном регионе, в рамках которого проходит социализация.

 

Литература

12. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

2. Топ-20 фанатских акций 21 века // FootballTop.ru // http://footballtop.ru/news/top-20-fanatskih-akcij-xxi-veka [дата обращения 12.10.2013]

3. Об опыте по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении футбольных матчей в европейских государствах // Министерство внутренних дел РБ // http://mvd.gov.by/ru/print.aspx?guid=24743 дата обращения [10.11.2013 г.]