Социально-личностное развитие дошкольников в процессе общения со сверстниками

Ильченко  О.А.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение «Детский  сад №33  г. Йошкар-Олы «Колосок»

Современный  период развития  человеческого общества  характеризуется более  пристальным вниманием  к дошкольному периоду  жизни человека, становлению его  личности, особенностям  социализации, сохранению  и формированию психически  и физически здорового  поколения. Человек не может жить,  трудиться удовлетворять  свои материальные  и духовные потребности,  не общаясь  с другими людьми. С самого  рождения он вступает в разнообразные  отношения с окружающими.  Общение  является необходимым условием существования  человека и вместе  с тем,одним  из основных  факторов и важнейшим  источником его  психического развития  в онтогенезе. Общение принадлежит  к базовым  категориям психологической науки.

Без  усвоения общественно  - исторического опыта  полноценное  развитие  человеческого индивида  оказывается невозможным. Но  для такого  усвоения необходимо  общение ребенка  со взрослыми  людьми, которые уже в той  или иной  мере овладели  этой культурой  и способны передать ему накопленный  опыт, научить  его выработанным  человечеством способам  практической и умственной  деятельности. Это доказали  в своих исследованиях  М.И. Лисина, Т.А. Репина,  Д.Б. Эльконин и другие.

Нам  представляется актуальным, рассмотрение процесса   развития общения,  отношений и совместной  деятельности, что  чрезвычайно важно  на этапе элементы дошкольного детства,  так как  позволяет понять  закономерности формирования  у дошкольника важнейших  качеств личности  будущего школьника,  семьянина, члена  трудового коллектива.

В понятие  «личность» включают  различные характеристики: «социальность», «творческая  активность», «нравственность»,  «система - Я»,  «мера ответственности»,  «мотивационная направленность»,  «целостность».

В вопросе формирования  личности отечественные  педагоги и психологи  отмечают, что  процесс приобщения  ребенка к духовной  и материальной культуре,  создаваемой обществом,  происходит не  пассивно, а активно,  в процессе деятельности,  от характера  которой и особенностей взаимоотношений,  складывающихся у ребенка  при этом  с окружающими людьми,  во многом  зависит процесс  формирования его  личности.

Человек развивается,  как личность,  именно в ходе  развития его  деятельности. В детской психологии  проблема общения  ребенка с другими  людьми рассматривается  в качестве наиболее  значимых, ибо именно в детском  возрасте развиваются  основные феномены  социального поведения,  в том числе,  и в условиях общения  ребенка с другими  людьми.

В.Н. Белкина указывает,  что «существует последовательность в осознании  ребенком объектов  общения: вначале  - это взрослый, первой и лишь на  определенном этапе  - сверстник. Постепенно расширяется  и круг общения,  а затем дифференцируются  и усложняются мотивы  и способы общения».

Таким  образом, общение  играет значительную  роль в психическом  развитии ребенка. В процессе  общения он  получает информацию  о предметах, явлениях  окружающего мира,  знакомится их  свойствами и функциями. В общении  приобретается интерес  ребенка к познанию. Общение  с другими людьми  позволяет ему  узнать многое  о социальном окружении,  нормах поведения  в обществе, его  собственные достоинства  и недостатки, взгляды  других людей  на окружающий  его мир. Общаясь  с взрослыми и сверстниками,  ребенок учится  регулировать свое  поведение, вносить  изменения в деятельность,  корректировать поведение  других людей. Общение  развивает, формирует  эмоциональную сферу  дошкольника. Весь спектр  специфически человеческих  эмоций возникает  в условиях общения ребенка с другими  людьми.

Общение со  сверстниками воздействует на развитие  личности дошкольника:  он учится  согласовывать свои  действия с действиями  других детей. В играх  и в реальной жизни,  общаясь с товарищами,  дети воспроизводят отношения взрослых,  учатся применять  на практике  нормы поведения,  оценивать своих  товарищей и себя.

В общении со сверстниками  дошкольник использует  и проверяет действенность,  присвоенных им  в общении свзрослыми,  способов деятельности  и норм человеческих  взаимоотношений. Считая сверстников  равными себе,  ребенок замечает  их отношение  к себе, но  практически не  умеет выделять  их устойчивые  личностные качества. Взаимоотношения  дошкольников в группах  сверстников характеризуются  ситуативностью и неустойчивостью  (ссоры и примирения  друг с другом  происходят по  нескольку раз  в день, но  это общение  - необходимое условие  усвоения определенных  норм взаимодействия). Неблагополучное  положение ребенка  в группе, неумение  общаться, непопулярность  в группе сверстников,  резко снижают  интенсивность процесса  общения, замедляют процесс социализации,  препятствуют формированию  ценных качеств  личности.

Вначале он  общается с помощью  речи в основном  со взрослыми,  и лишь во  второй половине  дошкольного возраста  речь становится  главным средством  общения его  со сверстниками. Ведущая  роль в овладении ребенком разнообразными  средствами общения  принадлежит взрослому.

Первое  - яркая характеристика  общения сверстников  заключается в его  чрезвычайной эмоциональной  насыщенности. Контакты дошкольников  отличаются повышенной  эмоциональностью и раскованностью,  чего не  скажешь о взаимодействии  малыша со  взрослым. Совзрослым ребенок старается  вести себя  ровно, без  крайнего выражения  эмоций и чувств. Сильная  эмоциональная насыщенность  контактов дошкольников  связана с тем,  что начиная  с четырехлетнего возраста  для малыша  более привлекательным  партнером становится  сверстник, а не  взрослый. Дошкольники сами  отчетливо понимают,  что им изыскание интересно с такими  же детьми,  как они,  а не только  с мамой и папой. Вторая  важная черта  контактов детей  - их нестандартность  и нерегламентированность. Если в общении  со взрослым  самые маленькие  дети придерживаются  определенных норм  поведения, то  при взаимодействии  со сверстниками  дошкольники ведут  себя непринужденно. Их  движениям свойственна  особая раскованность  и естественность: дети  прыгают, принимают  причудливые позы,  кривляются, визжат,  бегают друг  за другом,  передразнивают друг  друга, изобретают  новые слова  и придумывают небылицы  и т.п. Такое свободное поведение дошколят  обычно утомляет  взрослых, и они стремятся прекратить  это "безобразие". Однако  для самих  детей такая свобода очень  важна. Такое "кривляние"  имеет большое  значение для  развития ребенка. Общество  сверстников помогает  ребенку проявить  свою оригинальность. Если  взрослый прививает  ребенку нормы  поведения, то  сверстник поощряет  проявления индивидуальности. Не  случайно те  занятия, которые  требуют проявления  творческого начала  - игра, фантазирование,  драматизация, - популярны именно  среди сверстников. Конечно,  взрослея дети  все более  подчиняются общепринятым  правилам поведения. Однако,  раскованность общения,  использование непредсказуемых  и нестандартных средств  остается отличительной  чертой детского  общения до  конца дошкольного  возраста. Третья отличительная  особенность общения  сверстников - преобладание  инициативных действий  над ответными. Общение  предполагает взаимодействие  с партнером, внимание  к нему, способность  слышать его  и отвечать на  его предложения. У маленьких  детей по  отношению к сверстнику  таких способностей нет. Особенно ярко  это проявляется  в неумении дошкольников  вести диалог,  который распадается  из-за отсутствия  ответной активности  партнера. Для ребенка  значительно важнее  его собственное  действие или  высказывание, а инициатива  сверстника в большинстве  случаев им  не поддерживается. В результате  каждый говорит  о своем, а партнера никто не  слышит. Такая несогласованность  коммуникативных действий  детей часто  порождает конфликты,  протесты, обиды. Перечисленные  особенности характерны  для детских  контактов на  протяжении всего являясь дошкольного возраста  (от 3 до  6-7 лет).

По  мере взросления  малыша, все  важнее для  него будут  контакты и конфликты  со сверстниками. В каждой  группе детского  сада разворачивается сложный, драматичный  сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Список литературы

1.      Фопель, К. «Как научить детей сотрудничать? Психогические игры и упражнения». Практическое  пособие / Перевод с немецкого; в 34 томах М., ИздПроф, 2014.

2.      Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. "Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция" - М.: Владос , 2014. – 160с.

3.      Белкина, В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль, 2015.

4.      Леонтьев, А.А. Психология общения. М., 2001.

5.      Общение и его влияние на развитие психики дошкольников /Под.ред. М.И. Лисиной. М., 2011.

6.      Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. М., 2013.