Вавренюк Е.А., Бай Е.А. Психологическое насилие в подростковой среде: проблема и способы решения

 

Вавренюк Е.А.,

Научный руководитель - Бай Е.А.,

УО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»,

Республика Беларусь, г. Брест

 

Защита детей от жестокого обращения имеет важнейшее значение для всех аспектов их роста и развития. В соответствии с данными исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь, дети в возрасте 10-14 лет в первую очередь являлись жертвами психологического насилия со стороны других детей (одноклассников, сверстников и старшеклассников) и лишь потом – со стороны учителей и других лиц. Учащиеся специальных и интернатных учреждений чаще подвергались психологическому насилию, чем их сверстники в общеобразовательной школе [1].


Последствия психологического насилия достаточно серьезные: снижение самооценки подростка, потеря уверенности в себе, нарушения психического развития, изоляция от социальных контактов, дезинтеграция, девиантное поведение и т.д. [2, 3].


Анализ теоретических источников показал, что в настоящее время активно изучаются факторы, провоцирующие психологическое насилие в подростковой среде, его последствия, причины и формы проявления насильственных действий (А.А. Ананенко, Л.Берковец, Р.Берон, А. Гуггенбюль, Ж.И. Мицкевич, Т.В. Ничишина, В.В. Правдивец, И.А. Рудакова, И.А. Фурманов, В.А. Янчук и др.). Также уделяется внимание разработке диагностических методик и программ профилактики психологического насилия среди подростков, но эта работа практически только начинается [2, 3, 4].


Разрушающее влияние психологического насилия на личность ребенка, право детей на защиту от всех форм насилия, гарантированное государством, достаточно лояльное отношение общества к проявлениям психологического насилия в детской среде и определяют необходимость постоянного мониторинга ситуации с насилием в отношении детей, а также необходимость разработки профилактических программ.


Учитывая все вышесказанное, на констатирующем этапе исследования нам важно было определить степень распространенности, причины и формы психологического насилия среди подростков, изучить методы деятельности психолога школы по его профилактике. Для решения поставленных задач мы использовали как известные методы (опросник А.Басса-А.Дарки, тест «Признаки и социально-психологические особенности личности, способной стать жертвой» (Э.Х. Башлай), так и разработанные нами опросники для подростков и педагогов-психологов.


В исследовании приняли участие 85 человек. Из них подростки в количестве 60 человек (ученики 5-го и 6-го классов), 20 мальчиков и 40 девочек, 25 человек – психологи средних школ (женщины).


Рассмотрим результаты, полученные с помощью опросника А. Басса-А. Дарки. Анализ данных показал, что лишь у 23,3% подростков индекс враждебности в норме, а у 76,7% опрошенных он повышен. Это означает, что данная группа подростков может как провоцировать проявление психологического насилия в отношении себя или в отношении других лиц, так и быть исполнителем, «агрессором».


Индекс агрессивности в норме имеют 58,3% подростков, что свидетельствует о том, что они не склонны к проявлению психологического насилия. Однако у третьей части (31,7%) подростков показатели превышают норму, а у 10% респондентов выявлено отклонение от нормы. Следовательно, в этой группе подростков вероятность использования психологического насилия как средства достижения своих целей значительно возрастает. Подростковая агрессия и родственные ей формы поведения являются достаточно устойчивыми во времени: чем дольше сохраняется агрессивное поведение, тем сложнее будет его изменить. Из этого следует, что работу с детьми, отличающимися агрессивностью, следует начинать как можно раньше.


Рассмотрим далее результаты, полученные с помощью теста Э.Х. Башлай. Анализ ответов показывает, что подростки в целом знают те свойства личности, которые обусловливают виктимное поведение. По мнению более трети опрошенных подростков, социально-психологическими особенностями личности, способной стать жертвой психологического насилия, являются готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании того, что они не правы (37%); низкая самооценка (36,6%); постоянная неуверенность в себе (33,3%). Часть детей свойствами жертвы назвали избегание трудных ситуаций, требующих срочного решения и наличие комплексов неполноценности (20%); слабую развитость коммуникативных умений (16%); наличие склонности к самоутверждению (13,3%); несамостоятельность (10%); отсутствие инициативности и мобильности (3,3%).


Таким образом, психологу школы необходимо проводить профилактическую работу с уклоном на формирование у подростков умения говорить «нет» в ситуации давления и манипуляции, уверенности в себе, адекватной самооценки, коммуникационных навыков, умения принимать решения и брать за них ответственность.


Рассмотрим далее результаты, полученные с помощью опросника для подростков. По признанию самих респондентов, в отношении 41,7% из них имели место акты проявления психологического насилия со стороны сверстников, то есть около половины подростков находились в роли «жертвы». При этом чаще других «агрессорами» выступают дети 13-14 лет (20% ответов). Почти столько же опрошенных (16,6%) указали, что насилие было совершено лицами 15-16 лет. Гораздо реже – 3,3% ответов – к подросткам применяют силу дети 11-12 лет, а также лица 18 лет и старше (1,7% ответов).


Таким образом, возрастной группой, проявляющей психологическое насилие в отношении подростков, выступают в основном сверстники и лица юношеского возраста. Не сталкивались (или не признались в этом) с фактами насилия в отношении себя 58,3% подростков.


Переживают последствия таких проявлений психологического насилия как обычная невежливость треть подростков (30%), демонстративная жестокость в обращении с животными – 26,7% респондентов, провоцирование конфликта на «пустом месте» – 23,3%. Слышат в свой адрес постоянные угрозы 15% подростков, а в отношении 13,3% сверстники применяют отказ от общения и игнорирование. Страдают от пренебрежительного отношения и издевательства 11,7% респондентов. Все эти проявления психологического насилия в отношении подростков со стороны сверстников провоцируют их на конфликтное поведение, которое затрудняет выстраивание межличностных отношений.


Рассмотрим далее результаты анкетирования педагогов-психологов средних школ.


Отрадно, что почти все опрошенные психологи (96%) считают проблему психологического насилия действительно актуальной для современного общества. Анализируя причины распространения насильственного поведения подростков, треть психологов убеждены, что на него оказывают влияние  возрастные особенности (повышенная чувствительность, неустойчивость нервной системы, «чувство взрослости»). Почти столько же респондентов назвали причиной особенности взаимоотношений со сверстниками. Некоторые специалисты причиной насилия считают средства массовой информации и просмотр видеофильмов с проявлением жестокости (10%), семейное воспитание (19%), отсутствие у подростков информации о способах защиты себя от проявления психологического насилия (9%).


Таким образом, основная причина психологического насилия в подростковой среде, по мнению психологов, – это желание подростков самоутвердиться за счет унижения других, а способствует этому стиль воспитания в семье, средства массовой информации, провоцирующие жестокость среди подростков и в обществе в целом.


Большинство психологов (72%) отмечают, что подростки обращаются к ним, и это хорошая тенденция, так как дети получают квалифицированную помощь и, самое главное, они не остаются наедине со своей проблемой. За последние 6 месяцев частота обращений подростков составила: 1 случай указали 16% психологов, 2 случая – 21%, 3 случая – 15%, 4 случая – 18%, 5 случаев – 4%, 10 случаев – 5%, ежедневно – 4%.


В подростковой среде проявляются различные формы психологического насилия, но наиболее частыми из них, по мнению психологов, являются: словесное оскорбление (21%), унижение и высмеивание (20%), игнорирование, шантаж и вымогательство (16%). Реже встречаются угрозы и психологическое давление, издевательство, проявление грубости и распространение сплетен. Это может свидетельствовать о неумении подростков конструктивно взаимодействовать и правильно выстраивать межличностные отношения со сверстниками.


Опрошенные психологи считают эффективными методами и формами работы по профилактике психологического насилия среди подростков следующие: проведение тренингов (25%), организацию и проведение информационно-просветительской работы среди подростков, родителей и педагогов (21%), использование психологических игр (16%), проведение с подростками дебатов и дискуссий (8%), индивидуальных и групповых консультаций (6%), коррекционных занятий (4%). То есть они отдают предпочтение групповым формам.


По мнению 76% опрошенных психологов, проблема психологического насилия в подростковой среде недостаточно освещена в литературе, также недостаточно практических рекомендаций и программ, которые были бы эффективны в профилактике данного вида насилия.


Таким образом, практические педагоги-психологи нуждаются в разработке программ, направленных на предупреждение психологического насилия в отношении подростков.


С учетом эмпирических данных проведенного нами исследования разработана программа тренинга по профилактике психологического насилия среди подростков. Цель программы: способствовать освоению подростками опыта ненасильственного поведения.


Тренинг состоит из 9 встреч (занятий), в процессе которых рекомендуется использовать интерактивные методы (ТРИЗ, пантомима, дискуссии, арттерапия и др.), эффективность которых подтверждена Л. Ф. Анн, И. Куртиковой, К. Лавровой, Т.В. Ничишиной и др. Длительность каждой встречи составляет 45 минут.


В реализации программы приняли участие 15 учащихся школы-интернат в возрасте 11-13 лет. Участники программы на протяжении всех встреч активно проявили себя во всех предлагаемых упражнениях. Проведение рефлексии и итоговый опрос подростков (в форме письма к тренеру) показал, что программа способствовала формированию у них знаний о последствиях психологического насилия, а также умения обратить агрессию в приемлемые способы самовыражения. На занятиях участники смогли осознать свои личностные качества, собственное поведение и выразили стремление начать необходимые изменения в себе, чтобы конструктивно взаимодействовать со сверстниками и окружающими их людьми. Приобретенные подростками знания и умения свидетельствуют об освоении ими опыта ненасильственного поведения и о целесообразности использования данной программы в профилактике психологического насилия среди подростков.


Литература.

1. Отчет общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / И. А. Фурманов [и др.]. – Минск: В.И.З.А. ГРУПП, 2010. – 156 с.

2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, пос­ледствия, контроль / Л. Берковец.– СПб.: Нева, 2002. – 248 с.

3. Фурманов, И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / И.А. Фурманов, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2011. – 250 с.

4. Ничишина, Т.В. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних : учеб.-метод. пособие / Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук. – Брест : БрГУ, 2009. – 96 с.