Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Ершова Е.С.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад№33 г. Йошкар-Олы "Колосок"

Республика Марий Эл, город Йошкар – Ола

«Исток природного дарования всех детей расположен на кончиках их  пальцев. Собственно от пальцев, идут своего рода ручейки, которые ежедневно подпитывают источник творческого мышления. Проще говоря, чем больше развито мастерство в руке ребенка, тем более ребенок умственно развит». В. А. Сухомлинский.

Педагоги, профилем, которых является  детская психология, смогли установить, что  развитие  детей, прежде всего, зависит от уровня развития  моторики рук особенно мелкой. Если пальцы развиты в норме, то и общее развитие  также в пределах нормы. В случае еслипальцы развиваются медленно, отстают и все остальные системы ребенка. 

Доступность нетрадиционных систем способствует  определению возрастных особенностей дошкольников. Деятельность в данном направлении начинают с обычного рисования ладошкой, затем фалангами пальцев, а в старшей возрастной группеданные техники расширяют художественный образ, воссоздаваемый с использованием кляксографии, и другого инструментария. Техник нетрадиционного восприятия  сегодня много:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля;

- оттиск печатками из ластика;

-оттиск поролоном;

- печать по трафарету;

- воздушные фломастеры;

- черно – белый цветной граттаж и др [1, с. 146].

Любая техника из вышеперечисленного списка - это своего рода игра. Применяя их,дает возможностьдетям ощущать себя более раскованно, непосредственнее, способствует  воображению, и конечно развивает мелкую моторику и предоставляетмаксимум возможностей для самовыражения.

Развитие моторики — процесс весьма обыденный, он начинается с младенчества. Ребенок начинает жестикулировать (хватать), после этого переходит к перекладыванию из одной руки в другую, и со временем разучивает «пинцетный захват». По достижению двух лет ребенок уже вполне самостоятельно  пользуется столовыми приборами(ложкой), удерживает карандаш, активно рисует.В процессе важно неустанно работать над подкреплением интереса ребенка к занятию, и как раз нетрадиционныевиды рисования в этом очень помогают. Обычные родительские уговоры здесь не нужны.Разного рода нетрадиционные методы рисования сочетают в себе разнообразные материалы и инструменты. Без сомнения, достоинством их является максимальная универсальность. Технология выполнения доступна и ребенку и взрослому. Для получения  высоких результатов в работе с  ребёнком невозможно сконцентрироваться исключительно на работе вдошкольных учреждениях. Родители - наиболее заинтересованные  участники процесса воспитания своего ребенка. Любое занятие продуктивного характера родителями встречается на ура. Дети в итоге гордятся  проделанной работой, и бережливо относятся к ее результатам (поделкам).

Педагог в свою очередь должен сформировать  в ребенке интерес и уверенность в наличии у него творческих способностей, неповторимости, а также убежденности, что он явился в мир творить красоту и нести добро, и делиться им со всеми людьми.

Не стоит забывать, что занимаясьнетрадиционным изобразительным искусством, дети писать, не научаться. Но все выше представленные методы деятельности способствуют развитию рук малышей, делая их умелыми, твердодержащими инструмент, плюс ко всему при этом развивая восприятие окружающей действительности. Помогает всему этому пресловутая связка рука-глаз. Она же будет превалировать при обучении в школе. При развитии у детей рукоделия, развивается и интеллектуальная составляющая, а такжекоммуникация и психо-саматика. Работая руками как основой в творчестве, дети не только  формирует все данные качества, но и готовятся к максимальной успеваемости в школе.

Собственно техники нетрадиционного характера особенно в  рисовании способствуют созданию атмосферы открытости, раскованности, содействуют инициативному развитию, самобытности, созданию благоприятного с эмоциональной точки зрения отношение к любому занятию у детей. Конечный результат  деятельности, а именно рисования, по сути, не может быть отрицательным или превосходным, работа,сделанная вашим ребенком, индивидуальна.

Работая над моторикой у дошколят, можно добиться высоких достижений. Исходя из многолетних наблюдений, у детей улучшается координация,вестибулярный аппарат, правильно работают все системы организма. Производя пальчиками разного рода упражнения, дети ежедневно работают над улучшением   моторики, которая способствует только благоприятному влиянию на чистоту речи ребенка. Ввиду чего рекомендую широкоприменять разного рода  упражнения, нацеленные по своей сутина формирование тончайшей работы пальцами рук всем воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях.

Видов заданий  нацеленных на работу  моторики рук довольно много. Если есть желание и конечно  фантазия  придумать новое упражнение не составит особого труда, тем самым разнообразив все действо.Основной момент при этом - учитывать особенности индивидуальности отдельного ребенка, его возрастную группу. Если будет развито умение управлять пальцами, то речь и воображениеу ребенка будут развиваться лучше.

Учитывая значение мелкой моторики у дошкольников, каждый педагог обязан как можно проще  донести до мам и пап важность работы в данном направлении. Деятельность по постепенному развитию кистей и удалению недостатков должна вестись исключительно в контакте с их родителями, а также воспитателями. Это способствует преемственности контроля,чтобы сформировать корректный двигательный навык и поспособствует быстрому достижению результатов. Для полного вовлечения ребенка в процесс, нужно любой вид обучения перевести в игру ипоощрять ребенка не зависимо от успешности действий.

Литературные источники:

  1. Нефедова, Ю. В. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 145-147.