Волосюк М.С., Синюк Д.Э. Психологическое обоснование воспитательной работы по формированию у молодёжи адекватных представлений о браке и супружеских обязанностях

 

Волосюк М.С.,

Научный руководитель - Синюк Д.Э.,

Учреждение образования «Брестский государственный

 университет имени А.С. Пушкина»,

Республика Беларусь, г. Брест

 

Актуальность выбранной темы обуславливается, во-первых, недостаточной изученностью различий в особенностях представлений о браке у старшеклассников и студентов, во-вторых, постоянно меняющимися условиями социальной ситуации развития. Поэтому представления о браке и семье у молодежи разных поколений будут отличаться, а данная тема с течением времени никогда не потеряет свою значимость.


Для организации психологически обоснованной воспитательной работы по формированию у молодых людей адекватных представлений о браке и супружеских обязанностях мы изучали содержание таких представлений у старшеклассников и студентов. При проведении исследования применялся опросник, который состоял из ряда суждений о браке и семье в виде различных мнений. Также нами использовалась анкета, в которой испытуемым предлагалось завершить 33 незаконченных предложения по заявленной теме. В исследовании приняло участие 50 респондентов.


Прежде всего проанализируем представления опрошенных о семейных ценностях. Мы установили, что как старшеклассники, так и студенты основными семейными ценностями считают взаимопонимание (80% из каждой выборки указали на это), любовь (40% старшеклассников и 64% студентов) и доверие (28% старшеклассников и 24% студентов), а также некоторые респонденты уверены, что для семьи наиболее важно – это дети (24 % старшеклассников и 28% студентов).


Самым приемлемым возрастом вступления в брак, по мнению как старшеклассников, так и студентов, является возраст от 20 до 23. Однако значительная часть студентов (40%) указала, что они хотели бы жениться в возрасте от 24 до 26. До вступления в брак большинство как старшеклассников, так и студентов хотели бы получить образование, устроиться на работу, иметь какую-либо материальную базу.


При определении понятия «брак» многие старшеклассники и некоторые студенты столкнулись с рядом трудностей. Они, несомненно, вкладывали в содержание данной категории личностный смысл. Часть респондентов определяет это понятие как систему семейных ценностей (4% старшеклассников и 24% студентов); некоторые респонденты дают несодержательные ответы («брак – это «наверное, хорошо», «ответственная штука», «счастье», «обычное явление для общества» и т.д. В то же время около половины студентов (48%) и старшеклассников (52%) дали более содержательные ответы (например, «союз влюблённых, целью которого является взаимопонимание, поддержка во всех делах и воспитание будущего поколения» и т. д.).


Примером семейных отношений для некоторых старшеклассников (16%) и студентов (44%) является их семья, либо семья их родственников («дедушки с бабушкой»). Часть респондентов (44% старшеклассников и 8% студентов) указали «свой» идеал семьи, не существующий в реальности, но желаемый и приемлемый молодыми людьми. При этом они указывали, что в такой семье «должна царить любовь», «в ней нет скандалов», «есть доверие» и т. п. Часть респондентов (36% старшеклассников и 28% студентов) указала, что они не имеют примера такой семьи.


Для того чтобы выявить представления молодых людей о том, каковы реальные перспективы развития семейно-брачных отношений в современном обществе, мы предложили им продолжить предложение «большинство браков…». Мы выяснили, что значительная часть студентов (48%) и старшеклассников (76%) считает: большинство браков «заканчиваются разводом» («распадаются после года совместной жизни», «не долговечны», «совершаются необдуманно», «несчастны, к сожалению»). Только 4% старшеклассников и 28% студентов полагают, что большинство браков счастливые или «крепкие».


Мы предположили следующее: большое количество разводов в нашем обществе связано с тем, что молодые люди легкомысленно относятся к заключению брака, так как уверены, что в любом случае есть «второй шанс». В результате исследования мы определили, что большая часть респондентов (88% старшеклассников и 92% студентов) выразила одобрительное отношение к феномену единобрачия, указывая, что один брак на всю жизнь, в их понимании, это «хорошо», «правильно». Однако некоторые проявляли сомнения, указывая, что «это просто нереально, но если и возможно, то я считаю, что это очень большая редкость».


При анализе репродуктивных установок молодежи было установлено, что 44% старшеклассников и 28% студентов хотели бы иметь не менее двух детей, 36% - 2–3 ребёнка, часть респондентов указала на то, что они хотели бы иметь много детей и только 4% студентов – одного.


Из опроса выясняется, что муж в идеальном представлении старшеклассников должен быть, прежде всего, любящим, добрым, трудолюбивым. В представлениях студентов – любящим, заботливым, понимающим, добрым, умным, ответственным. Жена в идеальном представлении студентов должна быть, прежде всего, любящей, хорошей хозяйкой, заботливой, доброй понимающей. В представлениях старшеклассников – умной (мудрой), красивой, любящей, доброй, трудолюбивой, понимающей, без вредных привычек. При сравнении представлений о супружеских обязанностях было установлено, что у студентов они более логичны, конкретны и носят обобщённый характер.


Как студенты, так и старшеклассники в большинстве своём (76%) считают, что решающий голос в семье должен принадлежать мужу. По отношению молодых людей к ведению домашнего хозяйства мнения разделились: более половины студентов (56%) считают, что это функция жены, 48% старшеклассников указывают, что эта обязанность принадлежит обоим супругам. Финансовыми вопросами, заработком денег, а также распределением денежных средств, по мнению большинства опрошенных, должны заниматься оба супруга. Лишь 30% студентов и пятая часть старшеклассников указали на то, что вышеупомянутые обязанности принадлежат мужчине. Абсолютное большинство студентов и старшеклассников (по 96%) считают, что воспитанием детей должны заниматься оба супруга. Радует, что молодые люди осознают важность этого процесса.


Как для старшеклассников, так и для студентов, основными обязанностями жены является ведение домашнего хозяйства (готовка, стирка, уборка, и т.д.), воспитание детей и забота о муже. Некоторые студенты также указали, что жена также обязана зарабатывать деньги, ухаживать за собой, любить семью. Предполагаемыми обязанностями мужа являются обеспечение семьи, воспитание детей, выполнение «мужской» работы, помощь жене в ведении домашнего хозяйства. Как мы видим, у молодых людей доминируют классические представления о супружеских обязанностях мужа и жены: мужчина – добытчик, женщина – хранительница домашнего очага.


Сравнивая отношение респондентов к разводу, можно заметить, что старшеклассники чаще считают: развод возможен в их семейной жизни. При этом они аргументировали свою позицию следующими утверждениями – «до брака человек может казаться таким хорошим, но в браке может случиться так, что изменится, и притом в худшую сторону», «я не стану терпеть то, если муж начнёт сильно и много пить» и т. д. Одинаковое количество респондентов (76%) в обеих выборках считает, что развод в их семье невозможен («брак – это на всю жизнь», «выходить замуж раз и на всю жизнь», «семью нужно создавать для того, чтоб потом прожить всю жизнь вместе»).


Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что почти все студенты и старшеклассники имеют в целом положительное отношение к созданию в будущем семьи, однако в их оценках есть незначительные различия. Оценки студентов на предложенные утверждения отличаются от ответов старшеклассников большей конкретностью, обоснованностью и логичностью.