Юрченко О.Е.,
МБДОУ (общеразвивающего вида) «Детский сад № 44 «Буратино»»
Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое можно назвать развивающей педагогикой оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был замечательный российский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. Вместе тем в его фундаменте — идеи представителей различных дисциплин: физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, философа Э.В. Ильенкова и др. В настоящее время оно активно разрабатывается силами сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования.
Основные черты, которые характеризуют это направление:
Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела - пространственный образ себя - играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания.
В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. В нашем детском саду нет спортивного и музыкального зала. Занятия проводятся в группах, где ограничено свободное пространство, поэтому в своей работе мы широко используем сенсорно-двигательные игры. Им присущи следующие черты:
С нашей точки зрения, именно совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме их живого насыщенного эмоционального контакта, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Отсюда первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми — это развитие творческого воображения — главного психологического завоевания дошкольного возраста. Используя сенсорно-двигательные игры мы развиваем воображение через особые формы двигательной активности детей, которая имеет оздоровительную направленность.
Недостаток существующих медико-педагогических практик, на наш взгляд, и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок становится лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредствует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.
Имитируя позу «кошечки», ребенок естественно «преображается». Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие «кошачьи» черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах.
Другой пример. В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа «холод-тепло», они при посредстве собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма. Воспитатель, указывая на недомогающего ребенка, обращается к детям: «Ребята, а где горчичники? Давайте поможем человеку!» Дети, желающие помочь, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти живые «горчичники» начинают «прогревать» намного эффективнее, чем настоящие, — проявляется эффект эмоциональной отдачи.
На сходные принципы мы ориентируемся и при организации особых оздоровительных моментов и процедур, в частности закаливающих (контрастные температурные воздействия на воздухе, хождение босиком, циклические упражнения на воздухе и др.). Так, например, полоскание горла отварами трав или холодной водой более эффективно с точки зрения закаливания, когда в игре дети предварительно «энергетически обрабатывают», «заряжают» жидкость руками, желая себе здоровья.
Второй принцип оздоровительно-развивающей работы — формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Например - формирование правильной осанки. Взрослый постоянно подчеркивает, что сидеть прямо — значит сидеть красиво, но почему это так, для детей остается далеко непонятно, если не сказать — бессмысленным.
Например, при постановки осанки у ребенка, необходимо в начале сформировать ориентировку на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки. Мы применяем специальные игровые упражнения: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений: «лошадка перед прыжком», «тяжелоатлет в рывке»), «Скульптор и глина» (один ребенок создает «скульптуру» из первоначально неоформленной «глины», которую изображает другой ребенок), имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз-«перевертышей» («собака на заборе», «кошка в мышиной норке», «пассажир в чемодане», «стояние на потолке») и др. Также применяются упражнения для формирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных животных — медведя, слона, бабочки, зайчика и т.д.).
Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами». Предположим, ребенок испытывает существенные трудности при выполнении определенных движений, например, при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать — другой. «Не получается? Ничего страшного, — говорит ему воспитатель. — Ты пока немного отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет — пять, шесть?.. Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик...» (старший дошкольный возраст). Аналогичные ситуации мы используем и на других — нефизкультурных занятиях (по изобразительной деятельности, творческому конструированию, подготовке к письму и т.д.), где так или иначе «задействована» моторика мелких мышц руки.
Здесь ребенок в условном плане как бы вводится в зону ближайшего развития своих собственных двигательных возможностей. Но такое условное введение сравнительно быстро начинает способствовать изменению целостного психосоматического состояния ребенка, в результате чего заметно повышается уровень этих возможностей.
Третий принцип оздоровительной работы — создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы.
Например, на нефизкультурных занятиях в старшей и подготовительной группах нами используется игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом» же является рука самого ребенка (правая или левая — соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет «ваятельские» функции. «Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «материала» (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый «характер». Большой палец должен быть сильным, добрым, выступающим — основой и опорой для всех остальных (это — «папа»). Указательный палец — строгий, следящий за порядком, контролирующий (это — «мама»). Средний палец — главный помощник родителей — «старший брат». Безымянный палец — кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая «сестричка». Мизинец — маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это — «младший братик»).
Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того, как «скульптор» поработал с пальчиками, он оценивает свое «творение» в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки и др.).
Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, эмпатии (сопереживания), чувства психологической защищенности (благодаря актуализации «семейного контекста») и вместе с тем — активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке путем ее своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т.д. Его рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучении игре на музыкальных инструментах, овладении элементарными навыками письма, преимущественно в тех случаях, когда детям для усвоения предлагается новый материал.
Не только в этом случае, но и при проведении других игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи, где ребенок не просто «работает», а играет с собственным телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» тело, словно скульптор, как бы заново создавая его «по законам красоты». Определенные участки тела становятся своего рода психосоматическими «голограммами» — массируя их, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто новое и прекрасное, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
Четвертый принцип — формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. Делая массаж друг другу, дети обмениваются «тактильными посланиями». Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный контакт ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на свое обращение.
Сенсорно-двигательные игры в нашем детском саду применяются на физкультурных занятиях, в подвижных играх, утренней гимнастики, двигательно-оздоровительные моменты («физкультминутки»), физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья.
Литература
1. Козырева М.В., Цой И.А. Игры с прикосновениями. - Томск ,2006.
2. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трех лет. - СПб: Речь, 2008г.
3. Подвижные игры и забавы.- М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
4. Абдулаева Е. Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание № 8, 2010.
5. Кудрявцев В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления. Сборник: Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.