Юрченко О.Е. Сенсорно-двигательные игры – как средство развития пространственного образа в оздоровлении детей

 

Юрченко О.Е.,

МБДОУ (общеразвивающего вида) «Детский сад № 44 «Буратино»»

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздорови­тельной работы в современных дошкольных образовательных уч­реждениях  связана с разработкой осо­бого междисциплинарного научно-практического направления, которое можно назвать развивающей педагогикой оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на «стыке» воз­растной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был замечательный российский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. Вместе тем в его фундаменте — идеи представителей различных дисциплин: физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорож­ца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, философа Э.В. Ильенкова и др. В настоящее время оно активно разрабаты­вается силами сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования.


Основные черты, которые характеризуют это направление:
 

  • в центре его лежат представления о здоровом ребенке;
  • здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного те­лесно-духовного организма;
  • оздоровление трактуется не как совокупность лечебнопрофилактических мер, а как форма развития, расширения психофизи­ологических возможностей детей.

Общее развитие ребенка раннего возра­ста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание свое­го движения, равновесия и чувства осяза­ния поверхности своего тела - простран­ственный образ себя - играет важнейшую роль в построении ребенком своих психо­логических границ и, следовательно, явля­ется важнейшим условием становления са­мосознания.


В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр позволяющих в наглядно-образной форме  целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются  как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие  жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша  форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побужда­ют к их воспроизведению. Внешнее и внут­реннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувство­вания, осознания. Такие игры можно на­звать сенсорно-двигательными. В нашем детском саду нет спортивного и музыкального зала. Занятия проводятся в группах, где ограничено свободное пространство, поэтому в своей работе мы широко используем сенсорно-двигательные игры. Им прису­щи следующие черты:

 

  • рифмованный текст или песенка, ко­торые создают целостный образ и эмоцио­нальный фон;
  • ритмичные движения, в которых при­сутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близ­ко, крепко-нежно и т.д.;
  • повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;
  • эмоциональное напряжение и рас­слабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.

С нашей точки зрения, именно совмест­ная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в фор­ме их живого насыщенного эмоционального контакта, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.


Отсюда первый принцип оздоровительно-развивающей рабо­ты с детьми — это развитие творческого воображения — главно­го психологического завоевания дошкольного возраста. Используя сенсорно-двигательные игры мы развиваем воображение через особые формы двигательной активности детей, которая имеет оздоровительную направленность.


Недостаток существующих медико-педагогических прак­тик, на наш взгляд, и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок становится лишь объектом тех или иных медицинских и педагоги­ческих воздействий. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и  уровнем физического развития  не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный ха­рактер. И опосредствует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.


Имитируя позу «кошечки», ребенок естественно «преоб­ражается». Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие «кошачьи» черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и  ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах.


Другой пример. В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа «холод-тепло», они при посредстве собственного воображения овладевают навы­ками произвольной терморегуляции организма. Воспи­татель, указывая на недомогающего ребенка, обращается к детям: «Ребята, а где горчичники? Давайте поможем человеку!» Дети, желающие помочь, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти живые «горчичники» начина­ют «прогревать» намного эффективнее, чем настоящие, — прояв­ляется эффект эмоциональной отдачи.


На сходные принципы мы ориентируемся и при организации особых оздоровительных моментов и процедур, в ча­стности закаливающих (контрастные темпера­турные воздействия на воздухе, хождение босиком, циклические упражнения на воздухе и др.). Так, например, полоска­ние горла отварами трав или холодной водой более эффективно с точки зрения закаливания, когда в игре дети предварительно «энергетически обрабатывают», «заряжают» жидкость руками, желая себе здоровья.


Второй принцип оздоровительно-развивающей работы — формирова­ние осмысленной моторики. Выдающийся ученый А.В. Запоро­жец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Например - формирование правильной осанки. Взрослый постоянно подчеркивает, что сидеть прямо — значит сидеть красиво, но почему это так, для детей остается далеко непонятно, если не сказать — бессмысленным.


Например, при постановки осанки у ребенка, необходимо в начале сформировать ориентировку  на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здо­ровой осанки. Мы применяем специальные  игровые упражнения: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений: «лошадка перед прыжком», «тяжелоатлет в рыв­ке»), «Скульптор и глина» (один ребенок создает «скульптуру» из первоначально неоформленной «глины», которую изображает дру­гой ребенок), имитация и самостоятельное придумывание контра­стных поз-«перевертышей» («собака на заборе», «кошка в мыши­ной норке», «пассажир в чемодане», «стояние на потолке») и др. Также применяются  упражнения для формирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движе­ний разных животных — медведя, слона, бабочки, зайчика и т.д.).


Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собствен­ного тела как самостоятельно действующими «лицами». Предположим, ребенок испытывает существенные трудности при выполнении определенных движений, например, при подбра­сывании мячика одной рукой и попытке его поймать — другой. «Не получается? Ничего страшного, — говорит ему воспитатель. — Ты пока немного отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подруж­ки? Во что они любят играть? Сколько им лет — пять, шесть?.. Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик...» (старший дошкольный возраст). Аналогичные ситуации мы используем и на других — нефизкультурных занятиях (по изобразительной деятельности, творческому конструированию, подготовке к письму и т.д.), где так или иначе «задействована» моторика мелких мышц руки.


Здесь ребенок в условном плане как бы вводится в зону бли­жайшего развития своих собственных двигательных возможнос­тей. Но такое условное введение сравнительно быстро начинает способствовать изменению целостного психосоматического состо­яния ребенка, в результате чего заметно повышается уровень этих возможностей.


Третий принцип оздоровительной работы — создание и зак­репление целостного позитивного психосоматического состоя­ния при выполнении различных видов деятельности. Этот при­оритет реализуется благодаря многофункциональности развива­ющих форм оздоровительной работы.


Например, на нефизкультурных занятиях в старшей и подго­товительной группах нами используется игровое упражнение «Ле­пим умелую и уверенную руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представ­ления о таких человеческих качествах, как умелость и уверен­ность. «Материалом» же является рука самого ребенка (правая или левая — соответственно для правшей и левшей). Другая рука вы­полняет «ваятельские» функции. «Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «мате­риала» (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, раз­глаживая его), он придает ему особый «характер». Большой па­лец должен быть сильным, добрым, выступающим — основой и опорой для всех остальных (это — «папа»). Указательный палец — строгий, следящий за порядком, контролирующий (это — «мама»). Средний палец — главный помощник родителей — «стар­ший брат». Безымянный палец — кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая «сестричка». Мизинец — маленький помощ­ник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослуш­ный (это — «младший братик»).


Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того, как «скульптор» поработал с пальчиками, он оценивает свое «творение» в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки и др.).


Данное упражнение одновременно способствует развитию ос­мысленной моторики мелких мышц руки, воображения, уверен­ности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, эмпатии (сопережива­ния), чувства психологической защищенности (благодаря актуа­лизации «семейного контекста») и вместе с тем — активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке пу­тем ее своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т.д. Его рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучении игре на музыкаль­ных инструментах, овладении элементарными навыками письма, преимущественно в тех случаях, когда детям для усвоения пред­лагается новый материал.


Не только в этом случае, но и при проведении других игр с элементами массажа происходит целенаправ­ленное воздействие на биологически активные точки кожи, где  ребенок не просто «работает», а играет с собственным телом. Он мнет, разглажива­ет, «лепит» тело, словно скульптор, как бы заново создавая его «по законам красоты». Определенные участки тела становятся своего рода психосоматическими «голограммами» — массируя их, ребе­нок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто новое и прекрасное, спо­собствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, вни­мательного и бережного отношения к нему.


Четвертый принцип — формирование у детей спо­собности к содействию и сопереживанию.  Делая массаж друг другу, дети обмениваются «тактильными посланиями». Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный контакт ребенок выражает свое внутреннее со­стояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на свое обращение.


Сенсорно-двигательные игры в нашем детском саду применяются на физкультурных  занятиях, в подвижных играх, утренней гимнастики, двигательно-оздоровительные моменты («физкультминутки»), физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими про­цедурами, физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья.


Литература

1. Козырева М.В., Цой И.А. Игры с прикосновениями. - Томск ,2006.

2. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трех лет. - СПб: Речь, 2008г.

3. Подвижные игры и забавы.- М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

4. Абдулаева Е. Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание № 8, 2010.

5. Кудрявцев В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления. Сборник: Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.