Занятость инвалидов: региональный аспект

Низова Л.М., Сорокина Е.Н.,

Поволжский государственный технологический университет,

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Исследование тенденций содействия занятости инвалидов позволило выявить приоритеты и проблемы, главными из которых являются: создание спе­циализированных рабочих мест и их квотирование, трудоустройство, обучение и переобучение, направление на самозанятость граждан с ограниченными возможностями здоровья [1].

Актуальность исследуемой темы обусловлена следующими факторами:

- происходит массовая инвалидизация населения: каждый десятый человек в мире, каждый одиннадцатый в России и каждый девятый в Республике Марий Эл имеют статус инвалида;

- низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда;

- дефицит специализированных рабочих мест;

- низкий уровень трудоустройства инвалидов: в России - 43,7%, в Республике Марий ЭЛ – 20,3%.

- снижение активных форм занятости;

- лишь 5% инвалидов восстанавливают свою трудоспособность, остальные 95% остаются инвалидами на всю жизнь.

Данные проблемы находят отражение в трудах таких отечественных ученых как, М.Г. Гильдингерш, Н.К. Гусева, И.С. Маслова, П.В. Романов, А.В. Смирнов и других. Исследование правовых аспектов занятости инвалидов проведено В.И. Радуто, Л.Н. Симановичем, А. Кабановым.

Во многих странах мира за последние десятилетия были провозглашены специальные программы, направленные на преодоление сложившейся дискриминационной ситуации в сфере занятости лиц с ОВЗ. Эти программы реализуются с целью включения инвалидов в производственную деятельность. В большинстве стран Европейского союза введена система квотирования для инвалидов определенного числа рабочих мест на предприятиях. Однако в таких странах, как США, Великобритания, странах Скандинавии, Канаде отсутствует система квот для инвалидов, но в то же время от работодателей требуется позитивное отношение к приему на работу людей, имеющих ограниченные возможности здоровья и достойное оснащение для них рабочих мест [2].

В Российской Федерации трудоустройство инвалидов регламентируется федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 20 и 21) и «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 13), а также федеральными стандартами и региональными админи­стративными регламентами. Основные меры повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда определены государственной программой «Содействие занятости населения на 2012–2020 годы», в которой предусмотрено ежегодное создание не менее 14,2 специализированных рабочих мест.  

По состоянию здоровья труд практически недоступен только для 6% лиц трудоспособного возраста, а потенци­ально могут работать 4,23 млн лиц с инвалидностью [4].

Однако, имеющиеся проблемы экономического, финансового и социального порядка в стране значительно обостряют ситуацию в сфере занятости населения, в том числе инвалидов, особенно в дотационных территориях.

Так, в Республике Марий Эл за последние годы наблюдается отрицательная тенденция: на 11,6% снизилось количество заквотированных рабочих мест для инвалидов, на 55,5% – численность участвующих в общественных работах и на 66,7% – в ярмарках вакансий, на 58,2% – трудоустроенных, на 91,6% – направленных на профессиональное обучение. Все это не только снижает занятость, но и повышает удельный вес инвалидов среди безработных (на 1 января 2018 года составляет 10,8%).

В целях уточнения причин вышеназванных проблем нами проведено социологическое исследование двух категорий респондентов: инвалидов и работодателей.  Ранжирование их мнений показало, что причинами снижения трудоустройства является: дефицит вакансий (32% и 50%), отсутствие доступного транспорта (6% и 10%), формальное и равнодушное отношение работодателя (20% и 30%). В качестве мер по повышению конкурентоспособности на рынке инвалиды считают: создание рабочих мест на базе учебных заведений для инвалидов (16%) и помощь в самостоятельной организации рабочих мест (14%). По мнению работодателей, основными мерами являются: расширение перечня специальностей для инвалидов (50%),  создание квотируемых рабочих мест и изменение законодательства в отношении работодателей, использующих труд людей с инвалидностью (40%).

Для устранения вышеназванных проблем, по мнению авторов, могут быть использованы следующие меры федерального и регионального уровней:

Федеральные:

- совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов;

- увеличение финансирования программ по содействию занятости инвалидов за счет федерального бюджета;

- разработка программ сопровождения молодых инвалидов на основе наставничества и разработки стандартов этих услуг;

- развитие практики целевого приема и обучения инвалидов для повышения их конкурентоспособности на рынке труда;

- устранение противоречий в законодательных актах.

Региональные:

- использование гибких форм занятости инвалидов: работа на условиях неполного рабочего дня, дистанционная занятость;

- обучение под гарантированное рабочее место;

- создание электронной почты для писем и резюме инвалидов;

- создание условий, облегчающих транспортную доступность рабочего места;

- создание дорожной карты.

Таким образом, интересы как общества, так и самих инвали­дов требуют более активного проведения политики, направлен­ной на повышение человеческого потенциала людей с инвалидно­стью.

Список литературы:

1. Низова Л.М., Сорокина Е.Н. Социальные измерения занятости и безработицы // ЭКО - 2018. -  №2. – с. 62-71

2. Зарубежный опыт сопровождения трудоустройства с инвалидами [Эл. ресурс]. – Мой ориентир: Безбарьерная среда в образовании URL: http://xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/zarubezhnyy-opyt-soprovozhdeniya-trudoustroystva-s-invalidami/  (дата обращения: 15.02.2018).

3. Федеральная служба государственной статистики [Эл. ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.02.2018).

4. Стат. материал Министерства социального развития Республики Марий Эл [Эл. ресурс]. – М-во социального развития Республики Марий Эл. URL: http://mari-el.gov.ru/minsoc/Pages/main.aspx (дата обращения: 15.02.2018).