Одерышева Е.Б. Профилактика возникновения профессионального стресса у преподавателей в рамках работы психологической службы вуза.

Одерышева Е.Б.,

«Северо-западный государственный медицинский университет

им. И.И.Павлова»,

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

 

В процессе  профессиональной деятельности на личность  преподавателя вуза,  влияют  разнообразные неблагоприятные факторы, вызывающие  развитие профессионального стресса: физические, информационные и эмоциональные перегрузки, дефицит времени, интенсивность межличностных контактов и перегруженность коммуникативной сферы, ролевые и внутриличностные конфликты,  давление социальных стереотипов и т.д. При этом,  при  одной  и  той  же  силе  стрессового  воздействия качество  и сила  ответных реакций неодинаковы  у  разных личностей.  Стрессовое событие имеет различное  значение для лиц с отличающимися психологическими характеристиками: с определенными  свойствами личности, различными доминирующими эмоциональными состояниями, определяющими качество и направленность поведенческого акта в ответ  на внешние воздействия. Под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности на фоне определенного  психического состояния формируются адаптивные или дезадаптивные реакции [1,с.38]. Современное понимание этиопатогенеза нарушений психической адаптации на основе системной биопсихосоциальной модели [3,с.33]  предполагает адекватное использование методов психологической диагностики скрытых эмоциональных нарушений, доминирующих социально-фрустрирующих факторов и межличностных конфликтов, индивидуальных механизмов переработки стресса и психологической защиты личности.

При исследовании стресса большое внимание уделяется изучению психологических резервов и ресурсов личности при преодолении стресса, в частности понятий: психологической защиты, копинг-поведения и копинг-ресурсов [2,с.122], стрессоустойчивости, жизнестойкости и других характеристик. Вводится множество понятий, интерпретирующих способность человека противостоять стрессу и добиваться успеха в трудных жизненных обстоятельствах: например,  представление о «личностном адаптационном потенциале» [5,с.18] ,включающем следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу, самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции поведения индивидуума и определяющую степень адекватности восприятия окружающих условий и собственных  возможностей, наличие социальной поддержки, подтверждающее чувство собственной значимости для окружающих, уровень конфликтности личности, опыт социального общения, понятие "личностного потенциала"[4,с.60]- базовой индивидуальной характеристики, основы личности, отражающей степень преодоления личностью заданных обстоятельств, работы над собой, обыденными и профессиональными обстоятельствами собственной жизни.

Эмоциональный стресс в случае недостаточности личностных ресурсов может приводить к возникновению эмоционально-негативных психических состояний, таких как: тревога, депрессия, астения и враждебность, создающих предпосылки для формирования пограничных нервно-психических расстройств и разнообразных нарушений поведений, в частности, аддиктивного поведения в виде алкоголизма, наркоманий, токсикоманий. Поэтому диагностика и формирование психологических ресурсов и резервов личности становится актуальной проблемой современной клинической психологии.

Взаимодействие  психологических, физиологических,  поведенческих компонентов  функционального  состояния  организма в условиях  реализованного адаптивного  поведения  в  стрессовой ситуации изучены  с позиции  общих  реакций организма (общий  адаптационный  синдром). Однако практически отсутствуют исследования, посвященные изучению целостного адаптивного функционирования личности  в условиях стресса, в том числе и профессионального, с учетом всех уровней организации человека: биологического, социального, психологического. Между тем комплексный подход к данной проблеме с учетом всех взаимодействующих факторов, формирующих ответную реакцию на стрессовое событие, отвечает современной парадигме био-психо-социального функционирования человека, разработанной с позиций холистического подхода в медицине и в психологии. Подобное комплексное исследование может служить основой для разработки и конкретизации основных направлений психопрофилактики и психологической коррекции дезадаптивных форм психического реагирования под воздействием стресса, в том числе и профессионального.

В рамках решения этой проблемы необходимо использовать технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности, так как человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психических или соматических заболеваний, если он получает адекватную социальную поддержку.

Исходя из этого,  психологическая помощь преподавателям  вуза  должна включать следующие направления: 
 

1.  проведение лекционных занятий, на которых  рассматриваются  особенности профессиональной деятельности преподавателя, психоэмоциональные факторы, влияющие на личность преподавателя, формы профессиональных деформаций, их виды, психологические резервы  и ресурсы  личности при преодолении стресса, понятия  психологической защиты, копинг-поведения, способы предупреждения и разрешения конфликтов и т.д.

2.  коррекция стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной профессиональной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

3. развитие  навыков вербального и невербального общения, необходимых для налаживания бесконфликтных взаимоотношений со студентами, коллегами и руководством.

4.  развитие  умения  конструктивно разрешать конфликтные ситуации, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личностному самосовершенствованию и др.

 

Литература

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука, 1976.-272 с.

2. Lazarus  R.S., & Folkman  S. Stress,  appraisal and coping. New York, Springer, 1984.- Pp.445.

3.  Вассерман Л.И.,Беребин М.А. Социальная фрустрированность и ее  роль в генезе психической адаптации. «Обозрение психиатрии и  медицинской психологии им. В.М.Бехтерева»,1998,№1- С. 33-35.

4..Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2002- С.56-65.

5. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.

 

 

Оксана Позднякова (не проверено)
Профилактика стресса у преподавателей вуза.

Проблема, поднятая в статье, актуальна, но, к сожалению, мало исследована в теоретическом плане и почти не решается в практическом. Думается, было бы не лишним наличие в каждом вузе ставки (и не одной)педагога-психолога для работы и со студенческим контингентом, и с преподавателями.
Кроме того, помимо рекомендованных в статье мероприятий по преодолению стресса, переживаемого преподавателями, возможно не лишним будет организация в вузе специальных помещений для релаксации.Возможность послушать спокойную музыку, полюбоваться произведениями живописи, просто посидеть в зимнем садике также будут способствовать снятию напряжения.

Тема заблокирована