Психологические аспекты подготовки специалистов по защите информации

Дружинина М.А.,

Рудакова О.С.,

Кубанский Государственный Технологический Университет,

г. Краснодар

 

В современных условиях информатизации общества одним из решающих факторов, определяющих надежное функционирование, конкурентоспособность, устойчивость любой организации является информационная безопасность (ИБ). От того, насколько персонал службы безопасности предан интересам организации и насколько точно он соблюдает требования политики защиты информации (ЗИ), зависит успешность информационной безопасности организации. Примером некомпетентности может послужить нынешняя ситуация в стране: согласно анализу, проведенному компанией Positive Technologies, 2/3 крупнейших сайтов РФ находятся под угрозой, каждый 10 крупнейший сайт взломан. Следовательно, если отдельный сотрудник службы защиты информации не оправдывает доверия, то никакая эффективная система защиты не сможет гарантировать безопасность информации. Отсюда следует, что психологические особенности сотрудника службы защиты информации важны не менее чем профессиональные его качества. В то же время аналитики говорят о нехватке профессионалов в сфере информационной безопасности. Таким образом, мы выходим на проблему обучения специалистов в данной сфере с учетом требований и психологических особенностей будущих сотрудников службы защиты информации (СлЗИ).

 

Цель моего исследования состоит в выявлении психологических особенностей учебной мотивации и определении уровня психологической подготовки будущих специалистов по защите информации.

 

В ходе проведения эмпирического исследования были опрошены 73 студента специальности «Организация технологии защиты информации» (1-5 курс) Института информационных технологий и безопасности КубГТУ. Возраст опрошенных был от 18 до 23 лет. Для выявления особенностей учебной мотивации были выбраны и разработаны несколько видов опросников, отвечающих поднятой проблематике, таких как: «Диагностика учебной мотивации студентов» [1], «Шкала ранжирования мотивов», «Шкала оценки потребности в достижении» [2], а так же специально разработанные анкета и таблица мотивационных факторов успеха.

 

            Результаты проведенных исследований отражают изменение мотивационной составляющей студентов, так как из года в год учебные мотивы будущих специалистов меняются  в сторону мотивов-потребностей, необходимых студентам в дальнейшей трудовой деятельности. Профессиональные мотивы значительно преобладают над другими, а высокие позиции социальной мотивации указывают на желание принести больше пользы обществу, на стремление к исполнению долга перед родителями, вузом, что очень важно в будущей профессии, если студент стремится работать на государственной службе. В ходе проведения тестирования на выявление мотивационных факторов успеха в учебе выяснилось, что лидирующие позиции в иерархии мотивации у студентов ИИТиБа являются: будущее трудоустройство, желание работать в сфере безопасности государства и боязнь потерять место учебы. Первый и третий мотивы направлены на выполнение всех требований учебной программы, что свидетельствуют о том, что жесткий контроль со стороны руководства института, а также престижность выбранной специальности, оказывают существенное влияние на учебную мотивацию, в то время, как желание работать в сфере безопасности государства позволяет акцентировать внимание именно на специфике учебной направленностей студентов. Однако в ходе исследования также выяснилось, что 6 % студентов не против работать с криминальными структурами. Таким образом, уже на ранних этапах обучения следует производить тщательный отбор будущих специалистов в том числе с помощью тестирования на детекторе лжи (полиграфа). (В Институте имеется Центр специальных психофизиологических исследований и ведется научно-исследовательская работа.)

 

Стоит отметить, что на сегодняшний день заработок кракера - человека, взламывающего системы защиты, в два раза превосходит заработок специалиста по защите информации, что еще раз доказывает необходимость не только профессионального, но и психологического отбора сотрудников службы ЗИ.

 

Следовательно, в основе психологического отбора будущих сотрудников службы ЗИ в соответствии с требованиями должностных документов  лежит выявление качеств и условий, способствующих отсутствию желания и способности защищать информацию.

 

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

 

  1. Учебная мотивация студентов Института информационных технологий и безопасности  имеет свою специфику:  ориентация на профессиональную деятельность, работу в госслужбах, возможность проявить гибкость ума, желание принести пользу государству.
  2. Отобранные психологические особенности сотрудника службы защиты информации, предполагают необходимость выработки критериев психологического отбора будущих сотрудников службы ЗИ.

 

Результаты исследования могут быть применены для оптимизации учебного процесса в вузе при подготовке специалистов по защите информации; использоваться для дальнейшего изучения проблем образования.

 

Библиографический список:

 

  1. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. С.151-154
  2. Потребность в достижении / О.П.Елисеев Практикум по психологии личности – СПб., 3-е издание, 2009.- 512 с.
  3. Компьютерная диагностика лжи. Варламов В.А., Варламов Г.В., - М.: «Принт-Центр», 2010. – 944 с.