Швецова О.В. Учитель средней общеобразовательной школы в условиях реформы образования.

Швецова О.В.,

ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный

 педагогический институт»,

Российская Федерация, г. Ставрополь

 

Народная пословица гласит «Не приведи, Господи, жить во времена великих перемен». Современный период примечателен историческим переходом от социалистического строя к капиталистическому с внедрением далеко не самых лучших достижений капитализма. В частности, негласная коммерциализация школы при сохранении официального бесплатного образования с поправкой на сокращение обязательного образования до минимума. Время покажет, насколько этот минимум будет оправдан.

В настоящий период власти предлагают сократить ряд предметов и ввести обязательный курс патриотизма. Воспитание патриотизма – является, несомненно, важной государственной задачей.

Предметная программа будет делиться на пять групп: из выбранных школой предметов три-четыре можно будет изучать в качестве базовых, еще три-четыре – в качестве профильных, специальных.

По мнению Григория Ивлиева, главы комитета Госдумы по культуре, “изменения в школьной программе исходят из тех потребностей, которые складываются в школе”. “Духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма, социализация ребенка - это не отдельный предмет. Преподавая любой предмет, мы должны давать эти ценности. Необходимо уделить внимание тому, чтобы дети воспитывались в школе, и кроме “суммы знаний”, получали те общечеловеческие ценности, которые есть в жизни [2].

“Последние годы в школе мы давали только знания, но не воспитывали. Результатом этого стало побоище на Манежной площади”, - сообщил автор проекта, гендиректор издательства “Просвещение” Александр Кондаков. Теперь решено сделать крутой поворот. Главной целью старших классов станет воспитание нравственного и ответственного патриота [2]. Но при слишком крутых поворотах возрастает опасность вылететь с дороги …

В рамках нового законопроекта “Об образовании” предлагается ввести стандарт поведения и оценку по духовно-нравственному воспитанию. По мнению вице-президента Российской академии образования (РАО) Виктора Болотова, введение такой оценки может привести к необратимым процессам, так как пока не прописан конкретный инструментарий, позволяющий измерить патриотизм учащегося [2]. Таким образом, мы получаем тотальный контроль государства за «патриотизмом и нравственностью» подрастающего поколения посредством предоставления возможности учителям средней школы ставить оценки за «нравственность и патриотизм». Не приведет ли это к деформации личности самих педагогов? И как вообще возможно оценивать чью-то нравственность.

Правительство предлагает данный курс патриотизма с целью профилактики экстремизма молодежи. Но не приведет ли это к обратным последствиям? Многие взрослые люди не могут заставить себя читать шедевры отечественной литературы как раз благодаря изучению ее в школе посредством принудительного заучивания критических статей. Заставляя детей «Родину любить» не получим ли мы обратный эффект? Каким образом будет осуществляться подготовка педагогов, преподающих данный предмет? И возможно ли в принципе разработать стандарты, или компетенции нравственности, по которым можно будет ее оценивать в баллах? И не является ли оценка нравственности и патриотизма в баллах нарушением прав личности

Если учителя получат возможность оценивать нравственные качества учеников в баллах, как это отразится на нравственности учителей? Если данная реформа будет происходить именно таким образом, в итоге мы получим педагогов-«вершителей судеб», ломающих жизнь ученикам и государство тоталитарного режима, осуществляющее искусственный отбор «благонадежных» и «неблагонадежных» граждан.

Естественно, с терроризмом необходимо бороться и осуществлять его профилактику, начиная со старшей школы. Но, как сказал Ф. Ницше «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя» [1]. Уроки патриотизма должны проводиться так, чтобы не вызвать неприятия к государству. Огромную роль будет играть личность педагога, поскольку обучить любви (в данном случае любви к Родине) невозможно, ею можно только заразить.

Неудивительно, что вводится данный учебный предмет – патриотизм, поскольку распространяется негативизм по отношению к Родине. Показателем болезни общества является изречение иванов-родства-не-помнящих, представителей «элиты», называющих Россию «этой страной».  Но одними уроками в школе патриотизм не разовьешь, любовь прививается социально, и любовь к Родине в том числе. Дети смогут полюбить Родину, только если почувствуют ее заботу о себе, а не с целью получить определенный балл успеваемости, - тут, скорее, может получиться то же, что с классической русской литературой.

В младшей школе также происходят достаточно серьезные перемены. Увеличивается учебная нагрузка на детей засчет дополнительных занятий. «Рабочий» день ребенка составляет вместе с дополнительными занятиями шесть часов! Соблюдается ли в данном случае принцип природосообразности? Возрастные психофизиологические особенности детей семи-восьми лет не соответствуют такой нагрузке.

Школам в настоящее время разрешено, начиная с первого класса,  разрабатывать собственные образовательные программы, самостоятельно выбирать предметы для изучения. Как в данном случае будет осуществляться принцип преемственности, если ребенок будет переведен из одной школы в другую? Школами будет учитываться обязательный минимум знаний и умений, которым они должны будут обучить каждого ребенка по базовым дисциплинам. Но будет еще и ряд необязательных дисциплин, которые будут различаться в школах. Ребенку при переводе из школы в школу придется столкнуться с незнакомыми учебными предметами, при том, что некоторые, знакомые ему предметы, при смене школ он не сможет изучать ввиду их отсутствия в новой школе. Таким образом, стресс от смены школ будет большим, чем ранее, когда учебные предметы в общеобразовательных школах были идентичны.

Учитель, занимающийся образованием и воспитанием подрастающего поколения в современном мире подобен человеку, танцующему среди кинжалов. Такими «кинжалами» сейчас выступают современные новшества, законы и новые государственные органы. Значение личности учителя неизмеримо возрастает сейчас, когда по-новому заточенную систему: законы, органы власти, можно использовать и в благих целях и во вред ученикам.

В настоящее время образовательные учреждения, по сути, становятся образовательными организациями, предоставляющими образовательные услуги. В данных условиях коммерциализации школы  (поскольку школа сейчас может оказывать платные услуги родителям учеников) возможна деформация личности учителей, на которых, будет оказываться давление администрацией школы. Учителя могут из педагогов превратиться в алчных поставщиковобразовательных услуг родителям.

Коммерциализация школы – это социальное зло, которое не может не отразиться негативно на школе, на учителях и на подрастающем поколении. Фактическое введение платного образования под прикрытием права на бесплатное образование, которое практически невозможно будет осуществить, возвращает государству крепостное право. Недоступность образования, его материальная недоступность ввиду низкого уровня жизни населения и сужения образования до «четырех образовательных предметов» ввергнет общество в феодальные времена. При таком подходе население скоро начнет комиксы читать, если читать не разучится. 

Современные преобразования школы, связанные с уменьшением количества обязательных предметов, введением разного набора необязательных предметов в разных школах является фактором, ухудшающим адаптацию учеников и учителей при смене места учебы и работы. Главное, чтобы реформы школы не привели к  ухудшению демографической ситуации в стране.

Система ценностей учителя, его личность, является одним из важнейших факторов, который определит исход реформ образования. Учитель должен адаптироваться к новой школе так, чтобы его главной ценностью не стало материальное, поскольку новая система привносит в жизнь учителя множество соблазнов и трудностей.  

Литература

1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Esse Homo. Мн.. 1997.

2. www. avtonom.orq/node/14679/27.09.2011/16.50