Семинар для психологов прошел в МОСИ

 

Семинар для психологов прошел в МОСИВ Межрегиональном социальном институте в рамках республиканской олимпиады по психологии среди школьников прошел семинар «Современный диагностический инструментарий в работе психолога в образовании» для педагогов-психологов, социальных психологов и психологов, работающих в сфере общего среднего образования.
 
В нем приняли участие представители 20 учреждений образования Марий Эл. Семинар в форме мастер-класса провел заведующий лабораторией психофизиологии и экспериментальной психологии МОСИ Михаил Губин.
 
Мастер-класс был посвящен современным методам психологической диагностики детей на разных этапах обучения в школе. Его участники рассматривали проблему валидности и надежности классических методов психологической диагностики школьников, плюсы и минусы бланковых и программно-аппаратных методов реализации диагностических методик, актуальные этические проблемы и формы представления результатов психодиагностики администрации и родителям. 
 
В рамках первого вопроса обсуждались проблемы адаптации классических методик к условиям современной действительности. Особое внимание уделялось тому, что многие тесты, используемые сегодня психологами в образовании, разрабатывались в 50-70-х годах прошлого столетия. И если надежность и валидность методов диагностики когнитивных процессов за это время пострадали несильно, то проблема использования устаревших методик диагностики личностных особенностей школьника сегодня особенно актуальна.
 
Многие современные методики распространяются в виде программно-аппаратных комплексов. Длительная дискуссия участников семинара была связана с проблемами использования таких комплексов в работе со школьниками разного возраста. С одной стороны компьютерная диагностика облегчает труд и экономит время психолога, с другой – возникают сомнения в истинности получаемых эмпирических данных. Ведь дети зачастую относятся к компьютеру как к игрушке, и такое отношение может повлиять на их ответы в ходе проведения диагностики. В данном случае, проблема использования различных средств диагностики сводится к вопросу разработки методологии и процедуры проведения обследования. В ходе дискуссии приводились примеры успешного использования планшетных компьютеров и даже сотовых телефонов в процессе преподавания иностранных языков, биологии, химии и других школьных предметов.
 
С одной стороны, использование автоматизированной компьютерной диагностики позволяет облегчить труд психолога, особенно учитывая масштабы и численность выборки. С другой – возникает объективный вопрос представления полученных диагностических данных другим заинтересованным лицам, например, администрации школы, министерству образования, родителям и т. д. Проблема обусловлена тем, что компьютер выдает результаты диагностики в форме, понятной психологу, и зачастую не пригодной для сообщения третьим лицам в силу наличия профессиональной лексики и персональных данных. Наибольшие трудности в данной сфере возникают при работе с администрацией школы и педагогами. В ходе обсуждения этого вопроса особенно острая дискуссия разгорелась вокруг ответственности школьного психолога за то, какие диагностические данные и в какой форме должны быть представлены педагогам и родителям.
 
В завершение семинара был проведен мастер-класс по работе с программно-аппаратным комплексом «БиоМышь». Участники получили базовые навыки работы с данным комплексом, изучили процедуру проведения диагностики, а также ознакомились с базовым набором диагностических факторов этого прибора. В апреле 2013 года планируется проведение мастер-класса по работе  с логопедическим комплексом «БОС».