Куриленко Е. Е.,
Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва,
Республика Казахстан, г. Астана
Тема самоопределения представляет немаловажную проблему на сегодняшнем этапе формирования нашего общества, объясняясь различными проблемными ситуациями, возникающими в течении всего нашего существования. В связи с этим, педагогические науки включают навыки самоопределения в число ключевых характеристик культуры личности. Поэтому образование и способствует созданию таких условий, которые необходимы для успешного развития способностей к самоопределению.
Однако современная модель образования в большей степени направлена на выбор специальности и получение профессионального образования. Данное направление, безусловно, имеет важно значение, но прежде чем создавать профессионально-ориентированное обучение необходимо включить в школы сопровождение жизненного, личностного и социального самоопределения. Это можно проследить в Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, где указываются факторы негативно влияющие на развитие системы образования «ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности; недостаточное отражение в содержании образования направленности на развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, на формирование мотивов профессионального самоопределения, выстраивания жизненных перспектив..» [1].
В данное время в общеобразовательных учреждениях главный упор делают на подготовку учеников к сдаче выпускного тестирования или экзамена, и на основе полученных результатов решается дальнейшая жизнь подростков. Прогрессирующая жизнь, обучение, материальное благополучие, образованность - под всем этим утрачивается непосредственный смысл образовательной системы, пропадают ценности и жизнь измеряется в социальных суждениях об "успешности". От наших усилий зависит развитие человека способного благополучно проживать свою жизнь, на высшем уровне применяя возможности, самореализуясь в условиях общественной деятельности, обретая свою индивидуальность и реализуя свои способности, что повлечёт за собой формирование успешного гражданина современного общества.
Основной целью в самоопределении считается обеспечение независимости обладать ценностями жизни, способность брать на себя ответственность за постановку целей и планов их достижения, возможностей в обладании нынешними и текущими доходами и навыками самоутверждения и активной роли в принятии решений.
Социально-педагогическое сопровождение занимает важное место в самоопределении подростков и соответственно, данный вопрос затрагивался многими учёными. Особый вклад в область самоопределения и педагогической поддержки был сделан А.Я. Журкиной, Н.С. Пряжниковым, С.В. Сальцевой, С.Н. Чистяковым и др.; изучения, отображающие специфику социально-педагогической деятельности освещены в трудах В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, О.П. Елисеева, И.А. Липского, А.В. Мудрика, А.В. Мардахаева, Р.В. Овчаровой и Г.Н. Филонова. Интерес для теоретического анализа и практической деятельности представляют труды зарубежных учёных Эдварда Л. Деси, А. Лэнгле, Ричарда М. Райана, В. Франкла, М. Шелера, Д. Халперн. Анализ существующих исследований показал, что проблемы социально-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы не приобрели необходимого отражения и требуют доработки в практическом исполнении.
Социально-педагогическое сопровождение, по мнению М.И. Рожкова, в главную очередь, направлено на поддержку подростка в построении им своих социальных отношений, на обучение подростка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации [2].
В труде Л.В. Мардахаева встречается такое определение: социально-педагогическое сопровождение представляет собой совместное движение социального педагога и воспитанника, его родителей на основе прогнозирования перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки [3].
Выполнение социально-педагогического сопровождения позволяет поддержать человека в поиске и исполнении решения трудного вопроса, вводится помощь и содействие в понимании трудностей и формируются условия для полноценного и комфортного развития личности. Так же организуется наблюдение за психологическим и жизненным состоянием учащихся, для оказания помощи в самопознании и получения способности независимого преодоления возникающих проблем. Таким образом, можно определить, что задачей такого сопровождения представляется индивидуальное развитие и адекватный процесс вхождения человека в социальную среду.
Что же касается самоопределения, то оно как отмечает Л.И. Божович - заключается в осознании себя в качестве члена общества, при этом субъект обретает новую общественно значимую позицию [4]. Самоопределение начинается в подростковом возрасте, когда субъект становится перед необходимостью планировать своё будущее.
Самоопределение включает такие аспекты самоидентификации, как семейная, половозрастная, расовая, этническая, социальная, гражданская, профессиональная, конфессиональная и т.д. И данные аспекты влияют на ориентирование в многомерной социальной жизни, помогают в поиске опоры, ориентиров и оснований [5].
Самоопределение, как психологическая конструкция, относится к волевым действиям людей, основанным на их собственной воле, и самоопределяемое поведение происходит от преднамеренного, осознанного выбора и решения [6].
Самоопределение содействует осуществлению человека в своей жизни и профессии. И в случае если индивид реализовался в этом течении, то он осознает себя, проживает избранные ценности, определяется в индивидуальном содержании, имеет навык оставаться ответственным за собственный выбор и собственную жизнедеятельность. Это всё является проблемой-вызовом всех людей.
Исходя из предложенных дефиниций, можно выразить ключевые направления социально-педагогического соповождения самоопредления старшеклассников, какие посодействуют обучающемуся в познании собстенного призвания, подборе специальности, а также сохрании внутреннего согласия и адекватным взаимотношениям с окружающим миром:
Социально-педагогическое сопровождение учащихся выпускных классов подразумевает под собой взаимодействие общеобразовательного учреждения и общества для взаимопомощи и содействия старшеклассникам в нахождении приемлемого вида поведения, выбора наилучшего варианта выхода из затруднительного положения, решения экзистенциальных вопросов, избавления от напряжённых ситуаций и жизненных трудностей.
Сопровождение состоит из компонентов, с помощью которых, выполняется направленность на создание условий субъективного пространства экзистенциального выбора, опыта социальных отношений, конструктивного решения внутриличностных дилемм и предусматривается сформированность рефлексивных и прогностических компетентностей старшеклассников, организуется практика их применения в различных жизненных событиях.
При анализе исследований и литературы, направленных на самоопределение, обозначились главные характеристики самоопределившегося подростка:
Процесс самоопределения предполагает под собой поиск целей жизни, на базе воспринимаемого, установленного, либо сформированного человеком целостного отношения с миром, с окружением, к другим народам и лично к себе, а кроме того его индивидуальная концепция актуальных смыслов и основ, ценностей и эталонов, способностей и возможностей, ожиданий и устремлений. Самоопределившийся человек не только лишь определяет цели существования, раскрывая собственную неповторимость, но и в свою очередь подбирает и планирует собственную карьеру и профессиональный путь.
При самоопределении старшеклассников, важная роль отводится возрастным психологическим особенностям и личностным новообразованиям, которые зависят от уровня духовно-нравственного развития учащегося, а также от его самооценки, способности преодолевать эмоциональные импульсы, увеличивать контакты с социальными ценностями, расширять границы субъективной картины мира, следовать личному голосу совести и исполнению экзистенции. На этом определяется главная цель и основные задачи социально-педагогического сопровождения самоопредления старшеклассников.
Цель: создание условий для формирования старшеклассниками готовности к самоопределению и включение их в процесс решения задач экзистенциального характера.
Задачи:
При успешном выполнении предоставленных задач, социально-педагогическое сопровождение сумеет обеспечить становление социально зрелой личности, что в состоянии независимо поставить жизненные миссии, разрешать их, нести ответственность за собственную активность, поступки, действия и принимать участие в исполнении стратегических программ формирования общества, профессиональной и гражданской самореализации.
Из вышесказанного следует, что самоопределение значительно влияет на жизнь людей, а также способствует формированию полноценного гражданина современного общества, способного улучшить жизнь как свою так и в целом окружающего мира и поэтому создание социально-педагогического сопровождения необходимо для полноценного выполнения главных целей и задач среднеобразовательных учреждений.
Список использованных источников: