Плотникова Афтания Хабибрахмановна
МБДОУ «Детский сад №27 «Светлячок»
Республика Марий Эл, г. Йошкар- Ола
Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Воспитывать детей- дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства, общение с детьми и родителями, -все это влияет на психику, а в конечном итоге, и на физическое состояние педагога
Анализ психологического состояния педагогов и помощь воспитателям в снижении психоэмоционального напряжения и ознакомление их с основами самоуправления психическими состояниями можно считать одним из приоритетных направлений работы для психологической службы ДОУ.
Психолог может оказать помощь воспитателям в виде специального занятия, состоящего из нескольких частей.
Цель занятия.
Укрепление психического здоровья педагогов, профилактика синдрома «эмоционального сгорания», обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приёмам и способам саморегуляции.
Основные задачи
Материал. Кисти, краски, баночки с водой; альбомные листы (по два на каждого педагога); бумага для записей; релаксационная музыка.
Часть I. Вводная
Цель. Настроить на занятие, самооценка эмоционального состояния.
Расположение участников Педагоги по одному садятся за столы, расположенные по всему залу.
Упражнение «Рисование».
Перед выполнением упражнений ведущий обращается к присутствующим: «Вы, наверное, видели, как рисуют маленькие дети, не заботясь о соответствии канонам, ничего не планируя заранее. Они выражают то, что приходит им в голову, и радуются этому. Когда-то и вы так умели. Я не знаю, рисовали ли вы фломастерами, красками, карандашами или мелками на асфальте. Но где-то в вашем опыте наверняка было ощущение радости и волнения, когда на листке появляются линии и цветные пятна, когда возникает изображение. Его интересно разглядывать, оно что-то значит, не редко даже больше, чем вы ожидали. Иногда вашему подсознанию проще выразить себя образами, чем словами. Попробуйте дать ему такую возможность»
Инструкция: «Возьмите два листа бумаги и спросите себя: « Что я сейчас ощущаю, переживаю, о чем думаю?» Сосредоточьтесь несколько секунд на этом вопросе и начинайте рисовать. Рисуйте, как получится, используя те цвета, какие вам в этот момент хочется взять, и, располагая свои фантазии на листке так, как вам приходит в голову. Может быть, рисунок ваш будет абстрактным-цветные пятна или переплетение цветных линий. Может быть, это будет изображение людей или каких- либо сказочных существ. Каким бы ни был ваш рисунок, посмотрите на него внимательно и запишите все, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите.»
Теперь сосредоточьтесь на вопросе: «Чего я хочу сейчас?» и нарисуйте все, что рисуется, когда вы обращаете внимание на свои желания. Закончив рисовать, посмотрите внимательно на свой рисунок и запишите все, что вспоминается когда вы на него смотрите. Теперь у вас есть два рисунка и две записи к ним.И может быть, вы узнали о себе нечто неожиданное, Поделитесь?!»
Часть II
Цель. Снять мышечное напряжение.
Расположение участников. Педагоги садятся на стулья, расположенные полукругом.
1. Упражнение «Расслабление всего тела».
Инструкция. «Сядьте на стул, спокойно подышите. Обратите внимание на лицо: поднимите брови вверх, насколько это возможно (при этом возникает ощущение напряжения на лбу и вокруг глаз). Медленно возвращаясь в обычное состояние, вы почувствуете приятное расслабление. Надавите на глаза, чтобы почувствовать напряжение в висках и на переносице. Снимите пальцы с глаз и наслаждайтесь расслаблением. Продолжайте упражняться, поочередно напрягая разные части тела, придайте рту широкий оскал, крепко стиснув зубы. Постарайтесь выдвинуть вперед нижнюю челюсть. Медленно поднимите плечи так высоко, как это возможно. Так же медленно поворачивайте голову вправо, влево, пока не почувствуете напряжение шейных мускулов. Поднимите руки на высоту плеч, широко разведите пальцы, сожмите их в кулаки. Напрягите мышцы спины, прогнитесь. Втяните живот. Напрягите ягодичные мышцы, ноги. После каждой фазы упражнения расслабляйте мускулы на несколько секунд. Все движения совершайте плавно и медленно.»
Второй блок упражнений
Цель. Снизить эмоциональное напряжение.
Расположение участников. Педагоги расходятся по всему залу и ложатся по одному на коврики.
Инструкция. «Закройте глаза. Представьте маленький скалистый остров далеко в море. На вершине - маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не способны покачнуть вас. Из окон верхнего этажа маяка вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный поток света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану и являющегося символом безопасности для людей на море. Постарайтесь ощутить в себе внутренний источник света, который никогда не гаснет. А теперь возвращайтесь в исходное состояние.»
Третий блок упражнений
Цель. Развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации, формировать позитивное принятие себя.
Расположение участников. Педагоги садятся на стулья, расположенные по всему залу.
1. Упражнение «Ловец блага».
Инструкция. «Что бы с вами ни происходило, во всем старайтесь находить положительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всем научиться видеть хорошее. Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль - воздух становится чище. Поливает все живое -растительный мир предстает во всей, своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду - теперь ее надолго хватит для полива. Благодаря дождю вы можете наконец заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и тд. Дождь благотворно влияет на качество подземных вод - значит, не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюет рыба. И еще - кое-кто перестанет придираться к тому, что вы моете машину водой из водопровода.»
Педагоги по очереди устно дают варианты ответов.
Часть III. Заключительная
Цель. Усилить позитивное эмоциональное состояние и создать условия для его поддержания вне занятий.
Расположение участников. Педагоги по одному садятся за столы, расположенные по всему залу.
1. Упражнение «Свободное дыхание».
Инструкция. «Сядьте на стул. Расслабьте руки, положите их на живот в области пупка и следите за тем. чтобы они опускались и поднимались плавно и медленно - в такт дыханию. Дышите спокойно и равномерно: спокойный - раз-два-три - вдох; небольшая пауза; раз-два-три - выдох, задержка. Необязательно дышать очень глубоко или очень медленно, главное - ритмично, а правильный ритм вы найдете сами. Делая вдох, представьте, как приятная свежесть и покой наполняют вас, проникая в ваш организм вместе с воздухом.»
2.Упражнение «Настроение».
Инструкция. «Левой рукой нарисуйте свое эмоциональное состояние в конце занятия.»
Литература
1. Иванова Н., Голубева Е. ( Дошкольное воспитание 2004г. №7,8,9)
3.Иванова Н., Голубева Е. Психотерапия профессиональной усталости// Обруч, 2008,№2.
4.Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ//Управление ДОУ,2004,№4