Терентьева Н. П.,
ФГБОУ ВО «Самарский государственный
социально-педагогический университет»,
Российская Федерация, г. Самара
Высокие требования к готовности педагогов-психологов к сопровождению лиц с сенсорными нарушениями обусловлены чрезвычайно важной ролью этих специалистов на всех этапах процесса помощи этим детям. В частности, специфика психического развития лиц с нарушением слуха или нарушением зрения может быть учтена в полной мере только благодаря квалифицированной психолого-педагогической диагностике. Владение психологом способами постановки задач психолого-педагогического обследования, отбора, адаптации и интерпретации результатов диагностических процедур является условием точного определения направлений и задач коррекционно-педагогической работы, образовательных потребностей обучающихся с сенсорными нарушениями. Трудно переоценить оказание квалифицированной помощи педагогом-психологом как непосредственно детям с сенсорными нарушениями, так и их родителям.
Рассмотрим содержание обучения студентов-бакалавров, проходящих подготовку по направлению 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки Психология и педагогика инклюзивного образования при изучении дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение детей с сенсорными нарушениями». При реализации дисциплины реализуется компетентностный подход, предполагающий овладение обучающимися знаниями, умениями и опытом деятельности. Конкретные результаты овладения курсом в отношении сопровождения детей с нарушением слуха таковы: студент знает характеристики особых образовательных потребностей детей с сенсорными нарушениями на разных возрастных этапах; задачи психолого-педагогической диагностики лиц с сенсорными нарушениями на разных возрастных этапах. Студент умеет определять специфику задач и организации процесса сопровождения детей с сенсорными нарушениями на разных возрастных этапах; отбирать диагностические методики по критериям, значимым для последующего проектирования стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с сенсорными нарушениями; формулировать задачи коррекционно-развивающей работы, которые могут быть решены благодаря рекомендациям субъектам коррекционного образования детей с сенсорными нарушениями. Студент владеет способами адаптации диагностических процедур в соответствии с возможностями ребенка с сенсорным нарушением; формулирует рекомендации для специалистов и родителей для решения конкретных задач помощи ребенку с сенсорным нарушением.
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ предписывает создание адаптированных образовательных программ для детей с сенсорными нарушениями [1]. Индивидуализация процесса обучения возможна только на основе системной психолого-педагогической диагностики, определяющей конкретные образовательные потребности ребенка с нарушением зрения или слуха, уровень его психического развития. Овладение студентом способами отбора, адаптации и интерпретации диагностических процедур позволит ему стать специалистом, определяющим специфику психолого-педагогического сопровождения обучающихся с сенсорными нарушениями психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации.
Задачи изучения курса реализуются в процессе аудиторной и самостоятельной работы студентов. Важным требованием к осуществлению аудиторной работы является использование современных образовательных технологий, обеспечивающих активность студентов в процессе обучения и достижение планируемых образовательных результатов, таких как групповая дискуссия, метод анализа проблемных ситуаций, кейс-метод.
При организации обязательной самостоятельной работы будущих педагогов-психологов необходимо возможно использование таких приемов, как анализ литературы, составление таблиц, написание эссе, которые организуют деятельность обучающихся и предполагают создание продуктов деятельности. Примерами таких продуктов могут быть схема «Методы и приемы, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на включение всех сохранных анализаторов», эссе «Создание адекватной среды жизнедеятельности, соответствующей образовательным потребностям лиц с нарушенным слухом», схема «Деятельность службы сопровождения в образовательной организации для детей с нарушением зрения», памятка «Перечень требований к особой пространственной и временной организации образовательной среды для лиц с нарушенным зрением», алгоритм « Этапы и содержание деятельности службы сопровождения в образовательной организации для детей с нарушением слуха» и др.
Для проверки образовательных результатов по дисциплине могут быть использованы комплексные задания [2]. Например, на основе ознакомления с реальной психолого-педагогической характеристикой ребенка с нарушением слуха, обучающиеся называют характеристики особых образовательных потребностей ребенка с нарушением слуха, описанного в психолого-педагогической характеристике; перечисляют задачи психолого-педагогического сопровождения в данном случае; называют задачи организации и проведения психолого-педагогической диагностики, которые были решены специалистами образовательной организации для составления психолого-педагогической характеристики, подбирают соответствующие диагностические процедуры, производят их адаптацию; формулируют приоритетные направления коррекционно-развивающей работы, которые могут быть решены благодаря рекомендациям педагога-психолога родителями данного ребенка, а так же рекомендации для специалистов и родителей для решения задач развития мышления у данного ребенка. Оценка производится исходя из степени соответствия результатов выполнения каждого задания заранее определенным критериям.
В заключении отметим, что рассмотренное нами содержание подготовки будущих педагогов-психологов к сопровождению лиц с сенсорными нарушениями может быть использовано не только при обучении на ступени бакалавриата, но и при проведении профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, при планировании методической работы в образовательной организации, а так же при планировании самообразования специалистами.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 261 с.
2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета.2018. Т. 6, №3. - С.9.