Бочкарева О.Н.,
МБДОУ «Детский сад № 2 «Облачко»
г. Йошкар - Ола
Проблема произвольности в детском возрасте является достаточно актуальной для педагогов и психологов в современных образовательных учреждениях. Во ФГОС ДО, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования указано, что «…ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…».
Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Именно они позволяют ставить цели и добиваться успеха в деятельности в любом возрасте. Дошкольный возраст – не исключение. Благодаря произвольности психических процессов дошкольник овладевает знаниями, произвольность поведения способствует успешной социализации ребенка. Также произвольность деятельности ребенка является одним из компонентов школьной готовности, поэтому достаточный уровень ее развития является непременным условием для личностного роста ученика. В этом солидарны все классики отечественной психологии. Так, согласно Л. С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. [2, с. 93] Д. Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. [5, с. 261] Л. И. Божович также подчеркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и ее формирования. [1, с. 25]
Как показал в своих трудах Л.С. Выготский, истоки произвольности ребенка лежат не внутри его организма и не в его индивидуальной деятельности, а в отношениях ребенка со взрослым. [2, с. 105] В современных исследованиях Е. О. Смирновой, глубоко изучившей данную тему, указано, что «…уровни и этапы развития произвольного поведения должны определяться не наличием или отсутствием этого качества в индивидуальных действиях ребенка, а специфическим для каждого возраста содержанием совместной жизнедеятельности со взрослым». [4, с. 6]
Е. О. Смирнова отмечает, что в дошкольной педагогической практике «большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами родителям и воспитателям: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия. Являясь безусловно справедливыми, эти советы не дают конкретных приемов формирования воли и произвольности ребенка». [4, с. 4] Кроме того, в своем исследовании она выделяет игру с правилом как основное средство развития произвольной регуляции у дошкольников, отмечая особую роль взрослого в игре. «Специфика роли взрослого в игре с правилом заключается в совмещении двух ролей – участника и организатора игры. В роли участника взрослый мотивирует игровые действия детей, задает субъективную значимость правила. В роли организатора он вводит правило в жизнь ребенка, помогает осознать соответствие его поведения правилу, помогает соблюдать принятые правила действия». [4, с. 145]
Данная тема интересует автора уже на протяжении более тридцати лет профессиональной деятельности, поскольку игра с правилом является структурным элементом психотренинга общения, основной формы взаимодействия педагога – психолога с детьми в МБДОУ «Детский сад № 2 «Облачко».
В игре, требующей соблюдения правила, обязательного для всех участников, возникает необходимость во взаимной нормативной регуляции (контроле за выполнением правила).
Нами разработаны календарно – тематические планы проведения психотренингов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, включающие в себя игры с правилами малой подвижности, в том числе и авторские. Подборка игр осуществлена с учетом следующих требований к их организации в дошкольном возрасте:
При организации игры с правилами с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) ставятся следующие задачи:
При организации игры с правилами с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) к вышеперечисленным задачам добавляются следующие:
Приведем примеры игр с правилами, предлагаемых детям среднего дошкольного возраста:
Примеры игр с правилами для детей старшего дошкольного возраста:
Многолетние наблюдения за детьми показали, что игры с правилами, включаемые как структурный элемент в психотрениги общения, вызывают большой интерес у детей, и действительно являются одним из основных средств развития произвольности у детей дошкольного возраста, способствующих их личностному росту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1978. № 4.
2. Выготский Л. С. Собр. Соч.: в 4 т/ Л. С. Выготский. – М., 1984.
3. Интернет – ресурс https://nsportal.ru/sites/default/files/
4. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М., 1998. 252 с.
5. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка – дошкольника //Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965. С. 254-293.